Виды села http://shckola-muzei.narod.ru/vidi_sela.htm

                 природа http://shckola-muzei.narod.ru/priroda.htm

 

 

     Село моё родное Евстратовкой зовут...

                                                                                                                                          автор Урывская  Наталья

План.

 

I.                   Введение.

II.                Село моё родное Евстратовкой зовут…

1.     Географическое положение села.

2.     История заселения.

3.     Основание Евстратовки.

4.     Жизнь и быт воронежских малороссов.

5.     Помещик Куликовский А.Н.

6.     Бунт на евстратовской земле.

7.     Культурная жизнь села до революции: школа, театр.

8.     Революция 1917 года.

9.     Гражданская война.

10.Колхозное движение.

11. Великая Отечественная война в истории села.

12. Их не забудут люди: М.А.Хребтов, Н.В.Матвеев.

13. ООО «Восток-Агро».

III.             Твои люди, деревня:

1.     Буревой Константин Степанович.

2.     Шаповалов Андрей Александрович.

3.     Скляров Иван Петрович.

4.     Паляничко Нина Михайловна.

IV.             Заключение.

Село мое родимое

Евстратовкой зовут.

Какое оно дивное,

Какие люди тут.

                        Н. Паляничко

 

         С колыбели  человеку присуща  любовь к родной земле, краше которой нет на свете, потому что именно здесь он  впервые увидел мир, узнал любовь и счастье. Чувство сопричастности к земле и людям, которые жили до нас и придут после нас, свойственно  каждому. Если бы человек не обладал этим чувством, он не знал бы своей истории, своего прошлого, а значит, не задумывался бы о будущем. Родину, как и родителей, не выбирают. Никакая самая прекрасная земля не заменит то местечко, где ты родился и вырос. Да, я люблю свою Родину, которая означает для меня, прежде всего маленькое село, у которого есть своя  история,  давние традиции  и самобытная  культура. Судьба многих сел и городов в России начинается у берегов рек. У кого-то она малая, чуть заметная среди кустарника и рослой травы, как наша река Меженка.  Моя малая Родина – село Евстратовка, земля ближе и дороже которой для меня нет. Здесь я родилась, сделала первые шаги, сказала первое слово.

Моя Родина – ты, моё село!

Сел других таких в мире нет,

Сколько троп, дорог по земле легло,

Только дорог мне твоих окон свет.

А в Евстратовке сады везде  цветут

И соловушки всю ночку нам поют.

Здесь живут мои друзья и вся моя родня,

Ты живи, цвети, Евстратовка моя.

                                                      Н.Паляничко

Это край привольных степей, край людей, отличающихся свободолюбием, смелостью, трудолюбием, своеобразным юмором, край воспетый  в стихах Нины Паляничко.  Бежит речушка Черная Калитва, в яблоневом цвету благоухают сады весной, а в зимнее время широкие просторы укутаны искрящимся  снегом. Я живу среди такой красоты, любуюсь родной  природой.  У меня много сокровенных мест, где душа, словно получает подпитку от родной земли – это и наша река с её роскошными лугами и  тихими заводями, и сосновый бор, что в округе, и парк в центре села.  Я никогда не чувствовала  ущербности от того, что живу в селе.

         Работа над рефератом увлекла меня, потому что эта тема близкая, понятная и родная.  В своём исследовании я попыталась рассказать об истории села (его вчерашнем и сегодняшнем дне), о замечательных людях, которые жили и живут  на евстратовской земле.

Пусть наше село не столица,

Но я бы хотела сказать:

Нам нечего с вами стыдится 

И есть нам о чём рассказать….

                                                                   Н. Паляничко

Я думаю, что имеют право заявить о себе  в полный голос не только шумные столицы, но и маленькие города, и  скромные сёла.

            Тревога, озабоченность, беспокойство – вот слова, которые точно передают дух и тон  современных дискуссий и  разговоров о селе.

         Жизнь на матушке-земле  – это превращение деревень в сады, а не в заброшенные пустыри с буреломом. Актуальнее темы для  России нет. Города переполнены, а сёла вымирают: молодёжь едет в город. «Земля выбрасывает своих детей», или же дети так легко отторгают землю, их взрастившую? Почему это происходит? В народе говорят: «От добра добра не ищут». Нужно взглянуть правде в глаза и сегодня помочь деревне встать на ноги и стать прежней опорой, кормилицей русскому народу, чтобы он не зарился на заморский калач. Свой хлеб всегда слаще.  

       В своей работе я использовала материал из книг россошанских краеведов  А.Я. Морозова «Россошь: земли родной начало»,  П.Е.Болотова «Слобода Россошь»;  статьи из журнала «Крестьянка»; архив учителя-краеведа  Шаповалова А.А.

Село  Евстратовка  Россошанского  муниципального  района Воронежской области расположено на юге Центрально – Черноземного региона, на Среднерусской возвышенности в долине реки Черная Калитва при впадении в нее речушки Меженка.

Местность равнинная, слегка всхолмленная  и имеющая небольшие блюдцеобразные покрытия и западины диаметром от 25 до 200 м, глубиной 0,5 до 1,5 м, а местами до 15 метров    Климат умеренно – континентальный, сухой, с теплым летом и устойчивой морозной зимой. Годовое количество осадков 560 мм. Среднегодовая многолетняя температура воздуха составляет +6,7 С. Абсолютный максимум +43 С, абсолютный минимум - 43 С. Наиболее холодное время года – январь, а жаркое – июль. Нормальное барометрическое давление воздуха 745 мм ртутного столба. Преобладающим направлением ветра зимой и весной являются юго – восточные и восточные; отмечаются также часто западные и юго- западные; летом и осенью северо- западные и западные.

         Археологические раскопки свидетельствуют о наличии поселений в  нашей местности до татаро-монгольского нашествия. Пограничное положение нашей местности с кочевниками не давало возможности роста поселений, и они были малочисленными.    Вторжение татаро-монгольских завоевателей надолго остановило жизнь в нашем крае. В этот период местность была под контролем крымских татар и называлась Крымской стороной, или Диким полем.

      Основываясь на источниках, можно примерно определить время возникновения постоянного поселения в месте слияния рек Чёрной Калитвы и Россоши. Первыми поселенцами были украинские крестьяне и казаки Острогожского полка. Известно, что переселение украинских  черкас на Слобожанщину  приняло широкий размах в 1670-е гг.

     В начале XVII века  долина  реки Чёрная Калитва  входила в Воронежский уезд как Калитвянский «ухожей» или «ухожай». Кроме Калитвянского ухожая в Воронежский уезд входило ещё 16 ухожаев.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.[1] 

         Ухожай – это определенная территория, обычно долина реки или её участок, который сдавался в аренду. На этой территории предприимчивые арендаторы-добытчики вели всевозможные промыслы: ловили рыбу, охотились на пушных зверей и водоплавающую птицу, собирали мёд и воск диких пчёл.

            В период заселения долины Черной Калитвы и Россоши эти реки были гораздо полноводнее и значительно богаче рыбой. В переписке Воронежского и Белгородского воевод, в оброчных и других доку­ментах 30-40 гг. XVII века указывается много мест рыбных промыс­лов, в том числе и на Калитве. За прошедшее время дополнительные промыслы - охота и рыбная ловля, уже не имели такого значения, как раньше, но жители продолжали ими заниматься. В Калитвянской  округе ловили сазанов, щук, судаков, лещей, сомов, окуней, «вырезу­бов», карасей,    линей, плотву. Ловили сетями и вершами, про­давали на местных базарах. В нашей местности  водились птицы:  орлы,  коршуны разные, ястребы, совы, филины, «скапы», журавли, аисты, серые цапли, кулики, «колпики», коростели, «шнепы», водя­ные быки, водяные курочки, баранчики, дрофы, стрепеты, тетерева, куропатки, перепелки и другие. В окрестных лесах водились медве­ди, волки, лисицы, зайцы, хори, хомяки, кроты, горностаи, белки, ласки, барсуки, сурки, ежи.   Но в описании с сожалением говорит­ся о том, что «в прежнее время в здешних лесах и степях водились черные медведи, куницы, дикие кабаны, лошади, козы, рыси и олени во многом числе, но о сих зверях теперь и слуху нет, за умножением повсюду жителей и за умалением лесов от употребления на умножающееся ж время от времени строения и прочее...»[2].

                            Ой, село моё, да раздольное,

Вдоль по берегу речки лежишь.

Расскажи ты мне, да привольное,

Сколько лет на земле ты стоишь?

Назови мне своих основателей,

Тех, кто первый здесь дом возвели.

Красоты твоей созидателей,

Поименно их всех назови.

                                                 Н. Паляничко

           В книге В.А. Прохорова[3]: «Вся воронежская земля» о Евстратовке говорится: «Евстратовка. Село Россошанского района. Начало ему положили украинские крестьяне, жившие в первой половине 18 века ( не позднее 1720 годов) на левой стороне реки Черная Калитва, у впадения небольшой степной речки Меженка. Село называлось тогда по имени этой речки. Самое раннее свидетельство о нем относится к 1731 году. В это время это было же село с церковью. Из описания Калитвенского уезда 1779 года видно, что Меженка – крепостное село, принадлежавшего вдове ротного квартирмейстера Анне Куколевской, в нем 102 двора, деревянный господский дом, сад с плодовыми деревьями. После Куколевской  Меженка поступила во владение Евстрата Куликовского, и с тех пор стала называться Евстратовкой.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА[4]

        Помещики, владевшие слободой Евстратовкой и окрестностями.

К концу XVIII века слободой Межёнкой владел Андрей Куликовский, прапорщик. В 1787 году в слободе Межёнке жили следующие Куликовские: вдова Анна Елисеевна 46 лет, её сын Евстрат, кадет Украинского лёгко-конного полка, женатый на Татьяне Тихоновне Лисаневич, другой сын -  Павел 16 лет, кадет в том же полку и дочь Анна 15 лет. Помещичий дом обслуживали дворовых 19 человек мужчин и 9 женщин, а подданных малороссиян у них было 700 человек мужского пола и 677 душ женского пола. В середине XIX века слобода Межёнка была во владении Петра Куликовского, а слобода Евстратовка  с 4-мя хуторами принадлежала полковнику Никанору Евстратовичу  Куликовскому. В этот период в Евстратовке было 232 двора, в которых жили 833 крепостных, из них дворовых 10 человек. Земли у крестьян было 1834 десятины, по 7,67 дес.  на душу.

           Представим себе, как выглядело село в то время,  как жили и чем занимались его обитатели. Давая подробную характеристику поселениям воронежских хохлов, протоиерей Ф. Никонов в статье «Быт и хозяйство малороссов в Воронежской губернии писал: «Главное, что,  прежде всего, бросается в глаза, это – всегда опрятная, выбеленная  наружность хат, даже самых бедных, с серыми, красными, а чаще  желтыми  коймами  вокруг дверей и окон; хаты эти никогда не отставляются от плановой линии внутрь двора, как у русских, а или всей своей длиной, или, по крайней мере, одним концом выходят на улицу. Впрочем, только в больших слободах и только дома в 3 и 4 комнаты имеют на улицу по два и по три окна, а по большей части и по одному. Улицы – даже в лучших слободах – редко бывают прямыми и довольно широкими; но вообще кривы и узки, однако ж, чисты. Ряды малороссийских хат бывают очень длинны без всяких промежутков;  усадьбы чрезвычайно длинны и узки; при этом, как на самый неблагоразумный обычай можно указать на то, что хата одного ставится почти вплоть к хате другого… Пожары, особенно в больших торговых слободах, бывают чрезвычайно     часто страшно гибельны»[5]  

     Авторы, описывавшие в позапрошлом веке занятия, быт и нравы воронежских малороссов, неизменно подчеркивали внешнюю опрятность их жилищ и одежды. Свои хаты они строили из дерева и глины, наружные и внутренние стены белили мелом. Крыши сооружали из камыша и соломы. Небольшие окна закрывались на ночь одностворчатыми ставнями. Хата имела обычно продолговатую форму и состояла из одной комнаты, сеней и чулана. Снаружи хата у основания опоясывалась завалинкой, которую украинцы называют прызьбой. Полы в хате чаще всего были земляными, которые периодически смазывались раствором глины с коровьим пометом. Летом для отдушки свежесмазанный земляной пол посыпали полынем. Внутреннее убранство хаты было более чем скромно. Вместо стульев вдоль стен обычно стояли деревянные лавки, деревянная кровать, устланная досками с периной. Посредине комнаты длинный некрашеный стол  с ящиком, возле которого чаще всего стояли небольшая лавка и табуретки. Вверху на стене прикреплялась доска – полыця, на которую клали горшки, глиняные миски, деревянные ложки, хлеб. В красном углу, где висели образа и теплилась лампадка – в божнице – царил особый порядок. Иконы покрывали чистыми вышитыми рушниками, а в летнее время этот угол старались украсить васильками, гвоздичками и чернобривцами.

Особенность питания воронежских хохлов, данная Ф.Никоновым ни на йоту не погрешит против истины: «… Из холодного всего более нравятся ему свиное сало да селедка, кислого он ест мало, черного хлеба и русского квасу не терпит и более обычные кушанья его следующие:  кулиш  (суп из пшена )с салом или мясом,  и дома, и в поле; галушки, сваренные в воде, иногда на молоке; при достатке вареники и блинцы с сметаною и коровьим маслом; при бедности – капуста (густое кушанье из капусты и пшена), или затирка(образовавшиеся из брызгов по муке теплой водой шарики, сваренные в воде); в заключение ужина почти всегда крутая каша с горячим и соленым молоком»[6].

Основной одеждой у мужчин были шаровары и сорочка, кото­рая делалась из полотна с вышивкой на рукавах и подоле. Шаровары шились очень широкие и по покрою были одинаковой ширины как внизу, так и вверху. На голове мужчины носили мерлушчатую шапку и реже - картуз, а на ногах - сапоги, сшитые с завернутыми вверх носками. В праздничные дни мужчины надевали поверх сорочки пли­совую или суконную жилетку, сверх нее свитку, кафтанчик или беш-мет. Зимой надевали «кожух» - тулуп или полушубок.

Женщины носили сорочку и юбку, сверх юбки подпоясывались суконным пояском, на котором висел ключ от сундука и карман, на­полненный всякими мелочами. Карманы шились не в юбке, а отдель­но, в виде полукруглого кисета или кошелька, только большего раз­мера. На голове женщины носили «очипок», повязанный сверху плат­ком. Обязательная принадлежность наряда - это ожерелье или «намысто», а также серьги. Женщины, как и мужчины, ходили в сапо­гах, а летом -  боси­ком. Девушки на голове носили платки, а «очипок» начинали носить только после замужества. Заплетенную косу девушки не прятали под платок, как женщины, а носили ее открыто на спине, кроме того, они украшали её различными цветами.  Зимой женщины носили шубы и свитки узко­го покроя.

С давних времён признавался  тот факт, что украинские крестьяне отличались большой чистоплотностью, хотя они и не име­ли обычая ходить в баню, как русские крестьяне. Обычно омовение совершалось в хатах и главной деталью его было мытье головы. Го­лову мыли «лугом», который делался из горячей воды и золы, пропу­щенных через полотно. Мыли голову также кипяченым квасом, по­мазав ее предварительно яичным белком. Часто стирали белье, ис­пользуя для этого щелок, мыло и мел.

Жизнь малороссов   была очень богата обрядовой поэзией, красивыми лирическими украинскими песнями и веселой музыкой, особенно на свадьбах и гулянках, где главными инструментами были цимбалы и скрипка.  Всё это нашло отражение в произведениях Н. В. Гоголя

Очень интересно в нашей местности проводились различные христианские праздники. Малороссийские крестьяне относились к ним как к святому завету предков и живому воспоминанию дорогой старины.

Самыми любимыми народными праздниками были Рождество Христово, Новый год и Пасха.  Накануне Рождества хозяйки готовили кутью и узвар, которыми ужинали в святой вечер, а утром после заутрени мальчики ходили по домам  виршовать (авт. от слова «вирши»- стихи) – славить Иисуса Христа. Вирши сочинялись разные: короткие и длинные, простые, всем доступные, и посложнее для старших ребят:

                   «Встану я рано,

Гляну на Восток прямо.

Там звезда воссияла,

Трем царям путь показала.

Цари приходили,

Злато-серебро приносили

И так говорили:

                        «Дива, дива, дай нам свого сына,

                         Мы с ным будэм вик виковать,

А Вас с праздныком,

С Риздвом поздравлять!»

Или другие:

«Я малэнькый похолок,

Родывся в вивторок,

А в сэрэду рано

В школу отдано,

А я читаю, читаю —

Та й нычого ны знаю,

Тико аз да  букы,

Дайтэ копиичку в рукы!»

«Я малэнькый хлопчик
Излиз на стовпчик,
У дудочку граю,

Хрыста забавляю,  
А Вас с праздныком поздравляю...»

  Хозяева одаривали мальчиков кренделями и мелкой монетой.

 Под Новый год, когда хозяйки варили вареники, пекли блины, жарили колбасы и сало,  парубки  и  девчата  ходили от хаты к хате и спрашивали: «Чи защидроваты вам?» Для тех, кто соглашался, пели хором:

«Щедрый вэчер, добрый вэчер,

На здоровье гарным людям,

Васылева матэ ходыла щедроваты,

За столом стояла,

Честный хрест дыржала,

Радуйтэся люды - до Вас Хрыстос будэ,

С Новым годом, с Васылем поздравляем

И здоровья Вам желаем!»

Щедровки также были различны и заканчивались по-разному, например:

«Дай Бог вэчер добрый,

Дайтэ пыриг довгый,

Та ны ломайтэ,

А цилый давайтэ,

А свэрх пырига

Щоб грывна була!»

За щедрование хозяева одаривали молодёжь варениками, колбасами, салом, пирожками. Когда приближалась полночь и затихали покрытые снегом улицы, в хатах перед образами зажигали свечи, молились и приступали к праздничному ужину. Утром в первый день Нового года селяне по призыву церковного колокола отправлялись в храм к заутрени.  

 До сих пор эти обычаи и традиции существуют в среде местного населения.

  К середине XIX века крестьянский вопрос все острее вставал перед Россией. Всё больше людей не только из среды разночинцев, но и в дворянской среде понимали, что сохранение крепостной повинности для крестьян не только не разумно, но и опасно социальными потрясениями. В 1861 году, при отмене крепостного права, помещик выделил на 1424  жителя села 2310 десятин земли, что делало хлебопашцев зависимыми от прежнего владельца. Земля была выделена вдали от крестьянских усадеб. Лучшие участки, которые помещик оставлял себе, подходили прямо к огородам крестьян, что создавало большие неудобства хлебопашцам  и провоцировали их на ответные действия.

 Очень серьезную угрозу для царского правительства представляли массовые народные движения, которые в это время проявились с невиданным размахом.

           Народные волнения происходили и в нашем селе, хозяином которого был крупный землевладелец того периода полковник Александр Никанорович Куликовский (1851-1917 гг).

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

В середине прошлого века в Евстратовке было крупное владение помещиков Куликовских, которые здесь имели конный, овчарный и кирпичный заводы. На заводах за бесценок работали крестьяне.

Центр имения А. Н. Куликовского включал почти 14 тысяч десятин земли и располагался в слободе Евстратовке. Военную службу он начинал в Санкт-Петербурге в Кавалергардском полку, а затем продолжал её в Каргопольском драгунском полку в должности  «ремонтера», в обязанности которого входили отбор и приобретение на частных конезаводах за казённые деньги верховых лошадей.  В Евстратовском имении А.Н.Куликовского в  1886 году содержалось 13 маток и 2 жеребца. К 1898 году количество породистых маток на его заводе почти утроилось.       В имении же  Куликовский  держал до сотни солдат, превратив их в своих слуг и стражников. Все дороги, кроме главных, были закрыты для крестьян, доступ к водопою загорожен. Солдаты, вооруженные нагайками и дубинками, разъезжали по селу и полям, жестоко избивали крестьян по всякой пустяковой причине.    Евстратовцы   были  настолько  запуганы, что боялись выходить на улицу. Потом Куликовский вышел в отставку. Солдаты были выведены из Евстратовки. Помещик побоялся жить в селе и перебрался в Харьков. В 1895 году Куликовский осмелел и вновь поселился в Евстратовке.

В 1890 году Россошанский  сельхоз участок Острогожского уезда включал 5 волостей:  Евстратовскую, Лизиновскую, Новокалитвянскую, Россошанскую и Старокалитвянскую. Хуже всего обстояло дело с душевыми наделами в Россошанской и Евстратовской  волостях.  Здесь в общих земельных владениях значительно преобладал помещичий клин и средний надел жителя Евстратовки был чуть больше – 1,7 десятины. Такие мизерные наделы не могли обеспечить даже самый скудный прожиток крестьянским семьям.

И в 1899 году положение с земельными угодьями для крестьян не улучшилось, что привело к обострению отношений с помещиком. Ситуацию усугубила засушливая весна. Травы на лугах росли плохо, зерновые, особенно на песчаных буграх, тоже не сулили урожая. Предстоящая зима  и скотине, и людям грозила голодом. Владельцы поместий были озабочены обеспечением кормов своего животноводства.  «Преследуя такую цель, помещики юго-восточного угла Острогожского уезда Харин, Куликовский, Перрен-Синельников, все сродни между собою, также и другие, а ровно и два земских начальника Куликовский и Голостнев (экономия Александра Алексеевича Голостнева, поручика запаса, находилась в хутора Карачун Евстратовской волости) вошли между собою в тайное соглашение не раздавать в этом году окрестным  крестьянам земли, особенно же луга, якобы, пустив всю землю под попас овец гулевого скота», - так объяснял причину крестьянских волнений воронежский вице-губернатор Александр Макарович Чернов, расследовавший эти события.[7] 

        Набрав себе дворню, Куликовский  начал издеваться над населением. Гуси и утки, принадлежавшие крестьянам, приходя к речке, забегали на луг помещика. Тогда по приказу самодура–помещика дворня побила 60 голов крестьянской птицы и сожгла их. Крестьяне решили отомстить помещику. В ночь на 25 апреля 1899 года они подожгли господский конный завод. Сгорело здание и 28 лошадей. Помещик загородил плетнем выезд из села на луга. В общем, отставной полковник пошел войной против евстратовских крестьян.  В ночь на 29 мая трое верхо­вых побили окна в поме­щении приказчика на ху­торе Пески, а 3 июня тоже ночью неизвест­ные всадники заброса­ли камнями помещичий дом  в Евстратовке и по­ставили у барских во­рот плетень, который до этого стоял в пере­улке, преграждая дорогу к лугу жителям слободы. Пристав 4-го (россо­шанского) стана Кон­стантин Иванович Ло­бачевский поспешил на выручку к хозяину Евстратовского имения, вызвав на подмогу полицейского урядника и 23 полицейских, сотских и десятских. Вслед за ним приехал земский начальник  7-го стана Иван Петрович Куликовский. Его особенно возмутили действия крестьян. Ведь здесь, под Евстратовкой. находилась и его земля. Земский начальник лично распределил полицей­ских на постах для охраны луга и распорядился собрать бунтовщиков. «...Собраны были крестьяне слобо­ды Евстратовки... всего до 100 человек; из числа этих крестьян Семён Казьмин Могрицкий и Семён Пантелеймонов Панченко авторитетно вступили в пререкание, а Леонтий Семенов Грек  и Павел Фи­липпов  Сиканов громогласно заявили, что они са­мовольно выедут и запашут по одной десятине у Куликовского,  так как и они, и земля государевы»

Только 4 июня представители местной власти кое-как уладили конфликт крестьян Евстратовки с помещиком Куликовским.

Летом того же года министр внутренних дел Горемыкин жаловался в письме министру юстиции на «беспорядки и буйство» крестьян Евстратовки, сопровождавшихся «насилием, битьем стекол и разгромом помещечьих строений». Кончилось это тем, что Куликовскому пришлось прекратить свои безобразия и сделать кое-какие уступки  крестьянам. Но продолжалась это недолго.  В августе 1900 года острогожский исправник Иванов доносил губернатору, что 22 июня на току Александра Никаноровича Куликовского произошёл пожар, от которого сгорели 2 скирды соломы на 250 руб. Причиной было неосторожное обращение с огнём при курении табака рабочими – крестьянами Егором Ковалёвым и Фомою Зеленским, спавшими в соломе.

   Неспокойно для России начался ХХ век.      27 января 1904г началась русско-японская война. В тот год многие россошанские семьи проводили своих кормильцев. У крестьян забирали лошадей для воинских обозов. Война  лишала землепашцев основной тягловой силы, увеличивалось число бедняков.

       В одну из февральских ночей в Россоши появилась прокламация «Правда о войне», составленная в ЦУ РСДРП и распространяемая Острогожской социал-демократической группой «Воля» 

Особого накала крестьянские выступления под Россошью достигли в ноябре 1905 года. В архивах Воронежского Губернского Жандармского Управления в документах с грифом «секретно» в разделе « Донесения и рапорта помощников начальника ВГЖУ в уездах и уездных исправников о пожарах, грабежах,  убийствах и других происшествиях за 1905-1907годы» в селе Евстратовка ни одного серьёзного происшествия не зарегистрировано. Зато в разделе «Рапорты уездных исправников и припроводиловки к рапортам об организации революционных кружков, пропаганде среди крестьян»  масса материала.[8] О происходящем  начальник губернского жандармского управления ТарховВ.З. срочно телеграфировал командующему отдельным корпусом жандармов: « …в имениях княгини Щербатовой, Овсянниковой, Куликовского и других крестьяне  производят погромы, грабежи хлеба, порубку леса. При столкновении с войсками грабители производят стрельбу, казаки отвечали огнём. В ночь на 3 ноября ранено 6 грабителей, в ночь на 4 ноября ранили 1 грабителя… Виновные задерживаются, арестовываются…».[9]

В 1905 г. евстратовцы снова выступили против помещика. В ноябре  для подавления крестьянских выступлений в имении Куликовских направлялись войска. У помещика А.П. Куликовского поджоги продолжались систематически до февраля 1906 года.

«….Всех пожаров в экономии Куликовского было шесть … -  писал в донесении воронежскому губернатору М.М. Бибикову земский начальник 7-го участка Острогорского уезда  П.П. Сиверский,- а именно :  2, 11 и 12 ноября, 16 декабря, 20 января и 6 февраля.  Ими уничтожено 5 скирд соломы, 3 скирды сена, клуня, 2 скотных сарая,  каменный сарай, амбар, конюшня, материальный сарай и, кроме того, разгромлен дом, где жил управляющий. Убыток простирается до 25 тысяч рублей …» Все это время в имении Куликовского находились полиция и казаки, но поджоги не прекращались до февраля 1906 года. [10]

 Революция 1905 – 1907 годов оказала большое влияние на передел земли в России. Многие помещики, напуганные народным гневом, продавали свои владения. Землю приобретали в частную собственность крестьяне, мещане, купцы. Имение помещика Куликовского Н.П. в слободе Меженке уменьшилось с 1109 десятин до 49 десятин. Новыми хозяевами под Евстратовкой стали купцы П.И. Мысаков и Я.Я. Комаров, а так же потомственный почетный гражданин П.М. Жеребцов.

 О революционной активности селян говорит тот факт, что в конце апреля 1907 года в слободе Россошь на собрании социалистов-революционеров был избран уездный комитет, членом которого стал уроженец села Евстратовка, писарь с Россошанского виноразливочного завода Константин Степанович Сопляков, имевший авторитет среди крестьян своего села.

Борьба продолжалась и в последующие годы. В 1911 году одно за другим вспыхивают пожары в имении помещика Харина и братьев Куликовских. Горели складские помещения: конюшни, коровники, зерносушилки. Крестьяне окрестных сёл охотно появлялись на пожарах, но, как правило, отказывались их тушить. В ходе расследования причин пожара, выяснилось, что это дело рук местных эсеров. Острогожский уездный исправник Сосновский сообщал губернатору: «Имеющиеся в моем распоряжении сведения о неблагонадёжности крестьянина слободы Евстратовка Соплякова Константина и, признавая его оставление на свободе опасным для общего спокойствия, определил арестованного содержанию в Острогожской тюрьме». Противостояние  вспыхнуло с новой силой в 1912 году. Тогда многие крестьяне были арестованы и сосланы: в  Сибирь – 3 человека, 9 человек – в другие районы.

Годы между двумя русскими революциями были наполнены не только классовой борьбой и переделом земли, но и развитием культурной жизни.

        К концу 19 века в частном доме при церкви открылась церковно-приходская школа. Дети получали 2-х классное образование. Обучение было платное. Известно, что решение о строительстве новой школы было принято в связи с тем, что церковно-приходская школа оказалась переполненной            (в ней обучалось 144 человека).

     С развитием земства вопросом народного образования занимается именно оно. Средства на строительство земской школы в с. Евстратовка собирались со всего населения. Сельская община выдвинула в качестве подрядчика на строительство Лукашова Иосифа. В 1895 году началось строительство школы, а в 1900 она приняла первых учеников в 1 класс. К этому времени, по данным 1 Всероссийской переписи населения, в с. Евстратовка проживало всего 2213 человек в том числе: мужского пола – 1068 человек;

женского пола – 1145 человек. Из них грамотных было:мужчин – 234 человека; женщин – 12 человек.  Из 482 детей обучалось: мальчиков – 240 человек;  девочек – 52 человека

     Средства, отпускаемые на образование, были ничтожными. Так, в 1897 году на 1 ученика израсходовано в Новой Калитве – 5 рублей 05 коп.,

в Криничном – 3 рубля 87 коп., в Александровке – 3 рубля 17 коп., в Евстратовке – 2 рубля 07 коп.

     С открытием земской школы для крестьянских детей появилась возможность получить бесплатное начальное образование. Желающих учиться было много. В 1900 году в школу пришли 80 человек, но окончили 1 класс всего лишь 18 учащихся. Это объясняется тем, что родители не могли приобрести своим детям на зиму теплую одежду и обувь, и часть детей зимой в школу не ходила. Другая часть учеников бросила школу с началом весны, когда нужно было помогать старшим в поле. Дети ходили в школу в домашней одежде, часто босиком. Но они тянулись к знаниям, отличались доверчивостью и открытостью характеров. Школа была рассчитана на 2 начальных класса. Преподавалось 4 предмета: письмо, чтение, арифметика и закон божий. Последний изучался с помощью сельского священника. Остальные предметы вели в 1 классе Замятина Софья Александровна, и во 2 классе – Глотова Анна  Алексеевна и Курбатов Василий Васильевич. Учителя жили здесь же, при школе.

       С ростом образованности     растет интерес к самодеятельному сценическому искусству. В селе под театр использовали земскую школу, а инициатором любительских спектаклей была местная учительница Е.И. Рубежанская. В январе 1916 года на школьной сцене евстратовские драмкружковцы сыграли драму Г.А. Тогобачного «Мать наймичка», представлявшую переложение известной поэмы Т.Г. Шевченко и водевиль А.П. Чехова «Хирургия».   

«Вести в Евстратовскую волость о революционных событиях приходили быстро. В 1917 году после революции  часть сосланных вернулись в село.

Так о февральской революции 1917 года уже было известно в феврале месяце. Об этом было сообщено на сельском сходе. После этого проходили частые сельские  собрания, где обсуждались различные программы, выставляемые делегатами в Учредительное собрание. Первый список был от временного правительства, т. е. русской буржуазии. Второй список был большевистский. За программу большевиков выступали Прохоренко Т. М., Сопляков Е.С., Толстун Н.Е., Соколов Т. Они же были у нас в селе первыми большевиками. Третий список был за эсеров. Программу эсеров поддерживали Буревой (Сопляков) Константин Степанович, врач Розанов И.Д., которые также находили своих сторонников. Эти споры были до самой осени 1917 года, т. е. до Октябрьской революции. Активных действий (как-то захват земель, имущества помещиков)  не было. Порядки в селе оставались прежние. Был волосной староста, писарь и т. д. Осенью 1917 года, приблизительно в начале ноября, стало известно об Октябрьской революции. В селе состоялся митинг у здания школы, где выступил врач Розанов, который и сообщил о свержении Временного правительства и о передаче земли крестьянам, т. е.  о первых декретах Советской власти. Был избран волостной ревкомитет. Первым председателем волостного ревкома избрали Василенко Антона Нестеровича, а комиссаром -  Толстун Николая Егоровича.

      Весной 1918г. начался раздел помещичьей земли. К концу лета была проведена первая мобилизация в Красной Армии.

       Прохоренко Тимофей Максимович – уроженец села Евстратовка был избран в Острогожский уездный Совет рабочих и крестьянских депутатов, где руководил земельным отделом. По рассказам старожилов, знавших  Прохоренко Т. М., он погиб от рук крупных торговцев Снесаревых, которые владели  лавками (магазинами) в г. Россоши и в Евстратовке и имели давние счёты с Прохоренко.  Когда в 1918 г., после уездного съезда Прохоренко прибыл в Росошь и намеревался осуществить решения съезда по земельному вопросу: передать землю крестьянам, то Снесаревы заманили его к себе и убили, а труп выбросили в рожь по дороге на Лизиновку.  Подтверждением этого служит возвращённый брату Снесаревым полушубок Тимофея Максимовича. Это событие совпало с оккупацией в 1918 году слободы Россошь немецкими войсками, поэтому  Прохоренко Т.М. захоронили после освобождения района от кайзеровских войск. Прохоренко Т.М. был похоронен в нашем селе Евстратовка у церкви, которая располагалась в районе настоящего переулка Школьный. На месте захоронения был поставлен памятник, но в 1919 году он был  варварски разрушен белоказаками. В 1968 году по инициативе учителя-краеведа Шаповалова А.А. останки тела Прохоренко Т.М.  были перенесены и перезахоронены в парке к памятнику односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Благодарные жители Острогожска назвали одну из улиц своего города именем нашего земляка, Прохоренко Т.М., активного участника событий Октябрьской революции».[11]

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА,

   Весной 1918 года германские войска вторглись в южные уезды Воронежской губернии. Слобода Россошь и Евстратовка оказались  в прифронтовой полосе. Обеспокоенный   продвижением германских войск на Валуйском участке фронта, В. И. Ленин через заведующего  оперативным  отделом   Наркомвоенмора   С. И.  Аралова   передал  приказ  военному  комиссару  Воронежского  района  В. И. Иванову  принять меры  для  установления  « перемирия с  германскими  войсками».      25  мая                 В. И.  Иванов  прибыл  в  Россошь  в штаб  начальника  Евстратовского  боевого   участка   А. В.  Павлова.   Переговоры  с германским   командованием  проходили  на  станции  Евстратовка  в  бронепоезде.  Перемирие с  немцами   удалось  заключить,  но  они  тут же  нарушили  своё  обещание.

       В  декабре 1918г.   остатки  белоказачьих  войск  генерала   Краснова   двинулись на Дон и вступили в пределы нашего района. В  это  время  происходит  формирование красногвардейского  отряда для отпора белоказакам  и в  нашем селе.31 декабря 1918 года с село ворвались белоказаки и расстреляли 22 жителя села, бывших красногвардейцами.

Так трагические событие гражданской войны отразились в истории нашего села и его жителей. В  память о жертвах братоубийственной войны были поставлены два  обелиска:  один – на Лесовой – месте гибели красноармейцев, а другой во дворе школы.

            Гражданская война – одна из трагических страниц отечественной истории XX века. Она поставила по разные стороны баррикад не только соотечественников, но и пролегла через семьи, сделав врагами отцов и детей, родных братьев.  Революционные события,  междуусобная бойня, как океанские волны во время налетевшего урагана, выбрасывали людей на разные берега.  Вместе с именитыми генералами, проигравшими войну страну покидали сотни тысяч наших соотечественников и среди них сын евстратовского помещика  А.Н.Куликовского , тоже полковник гвардии киросирского полка Николай Александрович Куликовский. В феврале 1919 года он вместе с семьей  навсегда покинул Родину.

Историческая справка.

        В 1916 году Николай женился на сестре императора Николая II Ольге Александровне, которая с молодых лет любила полковника, но вынуждена была более 10 лет подчиняться воле брата, не разрешавшего ей развестись с принцем Петром Ольденбургским и выйти замуж за офицера, не отличавшегося высоким происхождением.

       Куликовские покидали Россию налегке. Главным богатством, которое увозили супруги были два сына: двухлетний Тихон и только что родившийся Гурий.

        Вначале Куликовские нашли пристанище в Дании. Там им удалось развернуть большую благотворительную деятельность. В  начале они помогали устроиться русским эмигрантам, а во время Второй  мировой войны  принимали участие в освобождении советских военнопленных и старались переправить их в нейтральные страны. После войны Ольга Александровна с мужем  выехали в Канаду. Там они организовали фонд помощи русским эмигрантам, душой которого стала О.А.Куликовская. Эта женщина отличалась необыкновенной добротой и до конца жизни следовала девизу: «Постарайся сделать счастливыми других, и тогда ты сам станешь счастлив».

      Если в 1900г. в Евстратовке было 334 двора и 2213 жителей, то четверть века спустя в 1926г. население села уменьшилось до 1564 человек, а количество дворов сократилось до 301. Столыпинская реформа, а в 20-х годах НЭП способствовали переселению крестьян на хутора.

     Коллективизация нашего села и окрестных хуторов началась в 1930 году. В ходе коллективизации объединялись крестьянские земли, обобществлялся скот, из единоличного хозяйства создавалось коллективное.

        Классовая  борьба  в  селе в этот период  выразилась  главным   образом  в  борьбе  с  федоровщиной.  Федоровцы.,  будучи противниками колхозов,  ходили  по  селу  и  агитировали   в  свою  организацию,   особенно  усердствовал  Иван  Дорофеевич  Колесников  из  хутора  Пинчук.   В   первый  год  не   вступили   в колхоз  до  десятка  дворов.  Первым  председателем колхоза  был   двадцатипятитысячник    Егоров   Иван   Павлович (январь  1930г).  Колхоз в то время   располагал   тягловой  силой:  лошадьми,  быками  и сельхозинвентарём. 

    В связи с начавшейся в 1930 г коллективизацией в Евстратовском сельсовете, как и в других Советах района, основная деятельность была направлена на создание колхоза. В 1930 г в селе Евстратовка, хуторах -  Выселки-Меженка, Комаров, Пинчук была организована сельхозартель «Перемога», в селе Малая Меженка, хуторах - Новый, Славянка, Старая Мельница – сельхозартель «Злагода», в хуторе  Заречье - сельхозартель «Красный пахарь», в хуторах Большой и Малый Лиман – «Реконструкция». В 1934 г из хуторов  Выселки - Меженка, Новый, Славянка была организована сельхозартель имени Крупской, которая в 1953 г вошла в состав колхоза имени Мичурина.

     В 1937 г сельхозартель «Перемога» переименована в колхоз имени Андреева. В последующие годы происходило разукрупнение колхозов. Границы Евстратовского сельского Совета неоднократно менялись. С    1950 г по 1957 г на территории Совета находились колхозы имени Хрущёва, «Путь Ленина», имени Андреева, который в 1957 г  был переименован в колхоз «Заречье».  Этот колхоз просуществовал до 1992 г.

Всегда хороша она, земля родная. Нет ей цены…Она основа основ всех богатств державных, сама жизнь и сила наша. Она поит, кормит и одевает нас. Она ведь не только плодородная нива, поля и сады. Она – Родина наша, Отчизна. На ней наш дом, могилы отцов и прадедов. Беречь ее надо,  лелеять и любить. И уж отдать её в руки неприятеля совсем невозможно, потому что русский человек к родной земле всегда относился, как к матери.

     Месяц июнь – один из самых светоносных, но, пожалуй, и самый трагичный в истории России. Все завоеватели Европы вторгались в Россию в июне – Карл XII, Наполеон, Гитлер.      65 лет  назад в  июньский безоблачный  день на нашу землю пришла беда, имя которой - война.            22 июня 1941 года фашистская Германия обрушила на нашу страну страшный удар. Это была смертоносная лавина закованных в крупповскую сталь, прекрасно обученных, дисциплинированных немецких солдат. Достоин восхищения подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Непосильное бремя тягот и страданий вынесли на своих плечах солдаты и офицеры, рабочие и колхозники, деятели науки и культуры, дети и взрослые.        Наши односельчане как и миллионы советских людей сражались в небе и на земле, обороняя родную землю. Около 400 евстратовцев ушло на войну, 204 – остались на полях сражений.

                             …Шли солдаты на ратное дело,

                            Путь их  к смерти дорога вела.

                            Седина по вискам пролетела,    

                            Рана в сердце солдата легла.

                            Сколько горя видали солдаты,

                             Горя хватит на тысячу  лет.

                             Города и сожженные хаты,

                            На кровавом снегу детский след.

                            Черный маузер с дулом блестящим,

                             Штык и пуля в груди молодой.

                             Так солдаты боролись за счастье,

                             Поднимались стена за стеной.

                                                                  Н. Паляничко

        Во время оккупации нашего района 40-м корпусом 6-й немецкой армии         с  7-8.07.42г. по 14-21.01.43г. в Россошанском районе действовал партизанский отряд «Мститель», в котором состоял наш земляк – Ковалев Григорий Сергеевич в должности командира стрелкового отделения. Нашему односельчанину Данченко Никите Ивановичу при немцах  осталась неблаговидная роль старосты, но он использовал ее в целях сбора разведданных для фронтовой разведки. Душевный и отзывчивый человек, он опекал женщин, детей и стариков, старался защитить их от произвола немцев, тайком давал зерно. Вместе с Василенко Наталией Сергеевной он помогал скрываться солдатам, выходящим из окружения и двигающимся за Дон. За день до освобождения села бригадир Василенко Григорий Яковлевич по приказу Данченко тайком прошел по дворам и предупредил  жителей села о том, чтобы на следующий день никто не выходил на работу.   

Оказывается, Никите Ивановичу стало известно, что немцы задумали согнать всех евстратовцев в конюшню и поджечь. До ночи люди прятались по погребам, а ночью наши войска вошли в село.     Когда район был освобождён 12-м танковым корпусом 3-й танковой армии, Никита Иванович ушёл на фронт и доблестно воевал.

 После освобождения Россошанского района от немецко-итальянских оккупантов начинается возрождение мирной жизни.

                С 1957 г по 1970г колхоз «Заречье» возглавлял Хребтов Митрофан Андреевич, отдавая все силы, знания и опыт родной земле. Земля родная… Во все времена года привлекает она неповторимой красотой своей. И весной, когда шумят по оврагам полые воды, зеленеют на полях всходы. И в пору жаркого лета, когда можно подышать ароматами подсыхающего сена. А в июльские дни, когда вовсю разворачивается на русском поле жатва, пекут каравай из зерна нового урожая и торжественно преподносят его отличившимся комбайнерам…Тут вскоре и сады поспевают.      Митрофан Андреевич пользовался большим уважением жителей и имел непререкаемый авторитет. Его помнят  как чуткого, доброго и внимательного к людям руководителя. Под его руководством колхоз достиг больших успехов в растениеводстве, животноводстве и строительстве . страна высоко оценила ратные и трудовые заслуги  Хребтова М.А. О награжден орденами Отечественной войны II степени, «Знак Почёта» и медалями «За отвагу», «за доблестный труд во время войны». Ему присвоено звание «Заслуженный колхозник».  В знак благодарности одна из новых улиц села  в 90-е годы  была названа его именем.

       В 1982г.  председателем колхоза был избран Н.В.Матвеев, который руководил хозяйством до 1990г.  его программой и девизом можно считать слова: «На первом плане у нас не деньги, а люди. С их заботами, устремлениями, достоинствами и недостатками. Ради них и ради наших общих целей вместе со всеми я стремлюсь вывести колхоз в разряд высокодоходных и высокорентабельных хозяйств». В эти годы колхоз добился не только высоких производственных достижений, но большое внимание уделялось социальным вопросам. Одними из первых в районе евстратовцы приступили к газификации. В селе Евстратовка природный газ и газовая котельная появились в 1988 г., через год на газовое отопление была переведена Евстратовская средняя школа. Началось асфальтирование поселковых дорог. Бурно развивалось жилищное строительство. Были построены улицы: Школьная, Хребтова, Молодёжная. В эти же годы в селе появились профилакторий, цех цинковых белил, колбасный цех, маслоцех, проведена реконструкция ДК. Много внимания уделялось улучшению условий труда и отдыха колхозников. Был построен Дом животноводов, на каждой ферме оборудована комната отдыха, значительные средства вкладывались в социальную сферу и культуру.  При его активном участии были созданы краеведческий музей и академический хор.  Люди с благодарностью вспоминают Николая Васильевича. Много хорошего он сделал для нашего села.

В 90-е годы для хозяйства были очень трудные времена, как и во всей стране, люди практически не получали заработной платы. Прошло несколько преобразований статуса хозяйства. В 1992 г оно был реорганизовано в СТОО «Заречье», а затем в ЗАО «Заречье», председателем которого был А.А. Доля.

В 2001 г у хозяйства появился инвестор ОАО Минудобрения. На базе ЗАО «Заречье» образовалось новое хозяйство ООО «Восток - Агро», генеральный директор А.Д.Черник.

       Сегодня ООО «Восток – Агро» - одно из крупных хозяйств района. Много внимания уделяется внедрению новых технологий в производственный процесс. За счет современных машин таких, как комбайны «Ягуар», «Холмер»,  обновился парк сельхозтехники, которые  работают сегодня на полях нашего хозяйства . Одним из условий получения высоких урожаев хозяйство считает внедрение в оптимальном количестве минеральных удобрений, предоставляемых  Россошанским химическим заводом, что должно обеспечить высокие результаты.       Конечно, есть и проблемы, и ошибки, и просчёты, но без этого ни одно дело не спорится.

 

 

                                               … Солнце на Земле  одинаково светит для всех,       

      но человеку с Родиной оно светит ярче».

                                                                                                         В.Песков         

  Константин Степанович Буревой (настоящая фамилия Сопляков) родился 2 сентября 1888 года в с. Евстратовка в крестьянской семье. С детства он впитал уважение к тяжёлому крестьянскому труду и любовь к украинской речи, которые оказали влияние на всю его судьбу.  С 1907 года Константин включился в революционную борьбу как член партии эсеров. Был дважды сослан в Олонецкую и Енисейскую губернии. Революция 1917 года освободила его из заключения. Константин встретил революцию сторонником Учредительного собрания и противником политики большевиков. С оружием в руках он борется с новой властью, но, поняв ошибочность и бесперспективность для народа братоубийственной войны, идёт на компромисс с большевиками. Его приветственной речи наVII Всероссийском съезде Советов аплодировали В.И.Ленин, Л.Д.Троцкий и Г.Е.Зиновьев. в 1922 году Константин Буревой отходит от революционной борьбы, работает служащим и пишет книги и статьи о революции, соратниках по партии, проблемах крестьянства. В Москве он возглавляет украинскую драматическую студию и украинское издательство «Село i    мicто», через которое пропагандировал идею национального возрождения Украины. За это его преследовали, обвиняли в украинском буржуазном национализме. В своих произведениях – пьеса «Оппозиция», «Четвёртый Чемберлен», «Овечьи слёзы».  Буревий  (так звучит фамилия Константина на Украине) использовал «эзопов» язык. Особое место в творчестве Костя Буревия (укр.) занимает историческая драма  «Павло Полуботок», освещающая борьбу украинцев с национальной политикой Петра I. Буревой скрывался за неимоверным количеством псевдонимов (Эдвард Стриха, Кость Соколовский, Варвара Жукова, Нехтенборенг).Осенью 1934 года Буревой был арестован по сфабрикованному обвинению и расстрелян 15 декабря 1934 года. В 1957 году реабелитирован.

Шаповалов Андрей Александрович - наш сельский краевед,  учитель-энтузиаст, инициатор создания сельского  краеведческого музея,  собравший большинство экспонатов  для этого музея.       Родился Андрей Александрович и вырос в нашем селе. Закончил педагогическое училище в г.Россошь и пришёл работать в Евстратовскую школу учителем. В 1937г. он был призван в Красную Армию и с               октября 1941г. по май 1944г. участвовал в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков.             Андрей Александрович  командовал ротой, был дважды ранен, награждён орденом «Красной звезды» и медалями. После войны он работает в нашем селе учителем географии и трудового обучения.            Андрей Александрович организовал краеведческий кружок, и вместе с ребятами занялся поиском материала для краеведческого музея. Истинный патриот, он прививал своим ученикам любовь к Родине, водил их в походы и на экскурсии  по родному краю. Андрей Александрович  продолжил работу историка- краеведа Ткаченко И.И. по поиску материала о Сергее Яковлевиче Макевнине, погибшего в 1942 г. над Евстратовкой в ходе Россошанско - Острогожской операции.  7.09.1967 г. решением исполкома Евстратовского   сельского совета   нашей школе присвоено имя С. Я. Макевнина.

  Говорят, что крестьянские дети взрослеют раньше, потому что с детства они знают цену хлебу. Одни из них связывают свою судьбу с землей,  а другие отправляются вслед за мечтой.  Скляров Иван Петрович мечтал стать летчиком, поступить в авиационное училище. Учился он хорошо и после «восьмилетки» поступил в авиастроительный техникум в городе Арзамасе Горьковской области, затем с отличием окончил Московский авиационный институт. Трудовую биографию он начал слесарем, а со временем стал начальником производства машиностроительного завода.        Слова «Знаю, умею, делаю», - стали жизненным его принципом. За участие в ликвидации взрыва груза федерального ядерного центра в июле 1988г., был награжден орденом Мужества. Скляров Иван Петрович, находясь в должности мэра Нижнего Новгорода, был избран депутатом Верховного Совета России, в 1991г. стал вице–губернатором  Нижнего Новгорода, а в 1997г. губернатором. Иван Петрович являлся членом Совета Федерации, где возглавлял комитет по Северному Кавказу. Не один раз он выезжал в Чечню для решения важных вопросов. Его воинское звание – полковник, он защитил докторскую диссертацию и стал доктором историко–экономических наук. Сейчас Скляров Иван Петрович  живет и работает в Нижнем Новгороде директором корпорации связи, объединившей восемь областей и четыре региона.         Я горжусь своим земляком. Мне хочется, чтобы и я в этой жизни смогла быть человеком, о котором будет помнить село, школа, родные.

Хорошо, если рядом есть человек, который поможет увидеть скромную красоту родной природы, научит горячо любить землю, взрастившую тебя. Таким человеком для нас стала наша землячка, поэтесса – Нина Михайловна Паляничко.     Родилась Нина в селе Евстратовка Россошанского района Воронежской области в голодном и суровом 1947 году, в большой и дружной семье Прохоренко Михаила Ивановича и Александры Ивановны, в которой, кроме десятилетнего брата Толи и шестилетней сестры Маруси, жили дедушка Иван Васильевич  и бабушка Елена Ивановна,  дядя Василий с женой и тетя Ефросинья с сыном. Всего одиннадцать человек.     Писать стихи Нина начала еще в школе, но тогда к этому не отнеслись серьезно и не обратили внимания.  В четырнадцать лет Нина начала свой трудовой стаж. Работая в детском саду няней, Нина писала стихи для колхозной комсомольской стенгазеты. Вместе с секретарем комсомольской организации – Ткачевой Светланой Васильевной – она проводила вечера поэзии. В эти минуты она преображалась, и глаза её светились счастьем.              Бог не дал Нине той красоты, которую чаще замечают люди, но зато он одарил ее щедрой душой и открытым любящим сердцем.         Писать стихи всерьез Нина Михайловна стала после сорока лет. Очарованная красотой родной земли, отзывчивая ко всему прекрасному, она словно слышала голос изнутри, который слагал стихи в строки.       «Вот выйду на крыльцо и вдруг вижу, что снег не просто сыплет на землю, а кружит в сказочном танце, и стихи звучат сами собой. А бывает, летним вечером, когда управлю хозяйство, присяду на скамейку: небо усыпано звездами, воздух полынно-пьяный, и будто песня рождается в груди, даже сердце болеть перестает», - рассказывала она соседке.         О том, что Нина Паляничко пишет, в селе узнали, когда прочитали  в местной газете стихи, посланные на конкурс к 75 - летию Россоши.              В 2002 г. в «Издательском Доме» города Россоши вышла книга Нины Михайловны Паляничко тиражом в пять штук с незатейливым, но точным названием «Я – деревенская». Сегодня эта книга – раритет, ввиду небольшого издания, и найти ее можно только в семьях родственников, которым Нина Михайловна подарила свои стихи.             Много своих стихов она посвятила родному селу, которое возникло у степной речки Меженки.      Умерла Нина Михайловна 5 октября 2003 года в 56 лет. Ее похоронили на сельском  кладбище без пышных речей и даже без некролога в газете.

   Хочется благодарить Нину Михайловну за её безграничную любовь к малой Родине, её красотам и односельчанам, которыми она любуется и гордится.  В своих стихах она поднимает разные темы от проблем деревни, до войны на Кавказе.      Она сердцем чувствует горькую судьбу русской деревни. Боль и невзгоды деревни, её радости и надежды – всё слилось в задушевные, скорбные и гневные, грустные и радостные строфы. Поэтесса призывает возродить деревню и былую славу пахаря, возродить русский непокорный дух.    Не могла обойти стороной Нина Михайловна и тему «яблоневого края»- родной стороны. За душу берут стихи о природе, родной земле, Родине. Читая эти светлые строки, будто проходишь по неоглядным полям, слышишь шум весеннего половодья, видишь, как колышутся золотые листья тополей и берёз, слышишь её живой голос.

              Сейчас без улыбки просто не вспомнишь, что во время школьных праздников, заучивая стихи Нины Михайловны, мы даже не представляли, что их автор живет рядом с нами.  В этом и состоит главная проблема нашего поколения, мы знакомимся с творчеством классиков, не зная местных авторов.    Мне думается, что  стихи Нины Паляничко  – это достойная лепта в поэзию родного края, каждая строчка – признание в любви родной земле, деревне и людям.  Мне думается, что нашему  поколению, чтобы быть настоящими гражданами своей великой Родины, надо знать свою историю и свято помнить о корнях.

      Я поняла, что необязательно родиться художником, балериной, учёным… Можно быть талантливым хлеборобом, строителем, механизатором.

А село мое не бахвалится,

А воистину людьми славится.

И доярками, птицеводами,

                    Комбайнерами, свекловодами,

                     Бригадирами, трактористами,

                    А еще звенит гармонистами.

                                                                                       Н.Паляничко

         Именно такие люди живут в селе Евстратовка. о каждом можно написать книгу. Сельские люди добрые. Вы, городские, не обижайтесь, но это так – село миром живёт. В селе все на виду, поэтому нет секретов друг от друга. Все знают о заботах, проблемах других, помогают в горе. Один человек спросил у мудреца: «На чём держится земля?» Мудрец пожал ему руку и ответил: «Ты чувствуешь тепло пожатия наших рук? Вот на этом и держится земля!»

 

 

 

Использованная литература.

 

1.                  Архив Шаповалова А.А.

2.                  Болотов П.Е. «Слобода Россошь. 1682-1923. Исторический очерк»,  

           издательство им. Е.А. Болховитинова, г.Воронеж, 2003г.

3.                  Журнал «Крестьянка» №2 1996год. Статья «Странная Романова»,                                                         

                                                 №12 2002год. Статья «Княгиня, которая рисует»

4.                  Кветкин И.М. «Страницы история Россошанской милиции», ИПЦ

          «Черноземье», г.Воронеж, 1997г.

5.                  Морозов А.Я. «Россошь: земли родной начало», издательство    

         Творческое объединение «Альбом», г.Воронеж, 2004г.

6.                  Паляничко Н.М. «Я - деревенская», МУП «Издательский дом»,

          г.Россошь, 2002г.

7.                  Пономарева З.В. «География Россошанского района», ВГПУ,

          г.Воронеж, 2003г.

8.        Прохоров В.А.  «Вся воронежская земля» Цетрально-Черноземное

           книжное издательство, г.Воронеж, 1973г.

Подпись: Евстратовка

 

 

 


 

[1] Болотов П.Е. «Слобода Россошь. 1682-1923. Исторический очерк»,   издательство им. Е.А. Болховитинова, г.Воронеж, 2003г., стр. 7

 

[2] Болотов П.Е. «Слобода Россошь. 1682-1923. Исторический очерк», издательство им. Е.А. Болховитинова, г.Воронеж, 2003г. , стр. 23

[3] Прохоров В.А.  «Вся воронежская земля» Цетрально-Черноземное книжное издательство, г.Воронеж, 1973г., стр.95

[4] Болотов П.Е. «Слобода Россошь. 1682-1923. Исторический очерк», издательство им. Е.А. Болховитинова, г.Воронеж, 2003г. , стр. 212

 

1.                   [5] Морозов А.Я. «Россошь: земли родной начало», издательство Творческое объединение «Альбом», г.Воронеж, 2004г., стр. 48

 

2.                   [6] Морозов А.Я. «Россошь: земли родной начало», издательство Творческое объединение «Альбом», г.Воронеж, 2004г., стр.48

 

[7] Морозов А.Я. «Россошь: земли родной начало», издательство Творческое объединение «Альбом», г.Воронеж, 2004г., стр. 75

 

[8] И.М.Кветкин «Страницы истории Россошанской милиции»).

[9] Морозов А.Я. «Россошь: земли родной начало», издательство Творческое объединение «Альбом», г.Воронеж, 2004г., стр.119

 

[10] Морозов А.Я. «Россошь: земли родной начало», издательство Творческое объединение «Альбом», г.Воронеж, 2004г., стр.119

[11] Из архива Шаповалова  А.А.

 
   
 
   
Hosted by uCoz