КОНЦЕПЦИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

МОУ ЕВСТРАТОВСКАЯ СОШ

на 2006-2011 годы

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Мы живем во время крушения всех нравственных идеалов. В сознании многих людей вакуум. Воспитывая детей, надо стараться обращать их взор к истории,  к доброму, вечному, благому. Средства массовой информации – это мощнейшее средство воздействия на человека, а на ребенка тем более – возводят в героя агрессивного недочеловека. Учителя остаются один на один с развратом, безнравственностью, эгоизмом, культом разрушительной силы. В этих условиях педагоги должны найти силы, знания, мудрость, ту педагогическую теорию, которые помогут осуществить задачу нравственного воспитания молодежи, раскрыть ее духовные качества, раскрыть и развить нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор, нравственное самоопределение.

Социальное становление личности молодого человека является одной из важнейших задач для государства. Особо это значимо на современном этапе общественного развития в период переоценки ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта у молодежи. Приобщение ее к основным ценностям нормам, традициям, сложившихся в разных сферах жизни общества, рассматривается как приоритетное направление воспитания.

В предлагаемой концепции воспитательной работы сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у учащихся гражданской ответственности, чувства патриотизма, правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и адаптации на рынке труда.

Эта воспитательная система охватывает весь педагогический процесс,  интегрирует  учебную  и внеурочную деятельность учащихся, деятельность и общение за пределами школы с учетом влияния социальной и природной среды, средств массовой информации. Система открытая, так   как   посредством  взаимодействия  с  социумом  содействует адаптации и социализации школьников в обществе и  изменяется в соответствии с потребностями социума.

 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Государственный заказ на воспитание личности определен:

в основополагающих законодательных актах Российской Федерации:

- Конституции Российской Федерации;

- Законе Российской Федерации «Об образовании» (от 10.07.1992 г. №3266-1; в редакции федерального закона от 23.12.2003 г. №186-ФЗ);

- Законе Российской Федерации «Об общественных объединениях» (от 19 мая 1995 года №82-ФЗ; в редакции федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ);

- Законе Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (от 28 июня 1995 года №98-ФЗ; в редакции федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ);

- Законе Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999 г. №120–ФЗ);

- Законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 г. №124-ФЗ);

- «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» (постановление правительства РФ от 04.10.2000 г. №751);

- «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (распоряжение правительства РФ от 29.12.2001 г. №1756-р, приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 г. №393);

- федеральной программе развития образования (закон РФ от 10.04.2000 г. №51-ФЗ);

- государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (постановление Правительства РФ от 11.07.2005 г. №422);

- программе «Дети России» (2003-2006 гг.);

в законодательных актах Воронежской области:

- Законе Воронежской области «Об образовании» (принят 14.02.2005 г. №3-ОЗ);

- областных программах: «Развитие образования на 2006-2007 гг», на 2006-2010 учебный год», «Молодежь (2004-2006 годы)», «Дети Воронежской области», «Патриотическое воспитание граждан Воронежской области на 2002-2005 годы», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиков и их незаконному обороту»; «Олимпиец», «Комплексная программа развития физической культуры и спорта», «Формирование здорового образа жизни у населения Воронежской области на 2001-2006 годы» и др.

 

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Цель воспитаниястановление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через деятельностное отношение к окружающему миру, к людям, себе, направленное на формирование активной жизненной позиции.

Основные задачи воспитания.

Система воспитания призвана обеспечить:

- формирование готовности и способности личности выполнять систему социальных ролей;

- приобщение к мировой, национальной культуре и культуре своего края для развития духовности и культуры;

- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и уважением к традициям и культуре других народов;

- воспитание толерантного отношения, терпимости к человеку независимо от его расовой и национальной принадлежности;

-         развитие инициативности и самостоятельности;

- формирование здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта;

- экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе;

- эффективность профилактики асоциального поведения детей, детской беспризорности, правонарушений и других негативных явлений за счет организации максимальной занятости обучающихся через развитие системы дополнительного образования детей и подростков;

- организацию участия обучающихся в управлении школой через органы самоуправления;

- укрепление взаимодействия с организациями и учреждениями, прежде всего социальной сферы (культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, занятости), правоохранительными органами, общественными по вопросу воспитания детей, подростков и молодежи.

Задачи, определяемые возрастом воспитанников:

а) Задачи воспитательной работы с детьми дошкольного возраста:

- развитие любознательности, являющейся основой познавательной активности ребенка;

- охрана и укрепление здоровья детей;

- формирование навыков культурного поведения;

- воспитание любви к родному краю;

- воспитание толерантного отношения к людям другой национальности;

- развитие интереса к труду, воспитание навыков трудовой деятельности;

- обогащение духовного мира детей средствами искусства.

б) Задачи воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста:

- развитие пытливости ума, умения наблюдать, рассуждать, обобщать сведения об объектах и явлениях окружающего мира;

- освоение знаний об окружающем мире, о человеке;

- воспитание патриотических чувств;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;

- развитие потребности проявлять заботу о других;

- развитие умения видеть красивое в природе, труде, искусстве, поступках людей; побуждать ребенка совершать добрые поступки в жизни;

- воспитание толерантного отношения к людям другой национальности.

в) Задачи воспитательной работы с подростками:

- дальнейшее развитие познавательных интересов, критического мышления взрослеющего человека в процессе восприятия социальной информации;

- развитие нравственной культуры, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, воспитание толерантного отношения к людям другой национальности;

- укрепление убеждения воспитанников в том, что добро, милосердие, любовь к людям – это самые высокие ценности человеческой жизни, что никакие социальные условия, в том числе рыночные экономические отношения, не способны их отменить или поставить под сомнение;

- формирование опыта применения полученных знаний для решения задач в области межличностных отношений в классе, семье, в сфере гражданско-общественной деятельности;

- воспитание умения отстаивать нравственные идеалы и противодействовать их разрушениям.

г) Задачи воспитательной работы с юношеством:

- освоение системы знаний о различных сферах человеческой деятельности, в том числе экономической, необходимых для выполнения социальной роли человека и гражданина;

- формирование умения критически осмысливать и систематизировать социальную информацию;

- формирование умений применения полученных знаний для решения задач в гражданской и общественной деятельности, семейно-бытовой сфере, в области социальных отношений;

- закрепление и обогащение опыта совершения социально-значимых поступков;

- воспитание толерантного отношения к людям другой национальности и вероисповедания;

- формирование здорового образа жизни.

 

 

 

Воспитательная работа строится  на следующих принципах:

Принцип гуманистического воспитания.

Дети, как и педагоги, субъект  воспитательной системы. Важнейшее условие эффективности воспитательного процесса – объединение детей и взрослых в единый коллектив, а главный критерий – развитие личности ребенка

Принцип самоактуализации.

В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать его стремление к проявлению и развитию природных и приобретенных возможностей.

Принцип индивидуальности.

Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося. Программы деятельности должны быть рассчитаны не на массу, а на конкретного человека с его интересами, взглядами, жизненной позицией. Необходимо не только учитывать особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему формированию. Каждый член коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь)свой образ.

Принцип субъектности.

Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в деятельности, общении и отношениях. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе, школе, способствовать формированию и обогащению этого опыта. Межсубъектный характер взаимоотношений должен преобладать в школьном сообществе.

Принцип выбора.

Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, форм и способов организации учебно-воспитательнгого процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

Принцип творчества и успеха.

Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать особенности учащегося и уникальность группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о сильных сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности стимулирует ребенка на дальнейшее самосовершенствование и самостроительство.

Принцип комплексного подхода.

Следует так организовать деятельность учащихся, чтобы в ней человек раскрывался с разных сторон и развивал свои личностные качества. Необходимо воспитывать и развивать какие-либо качества ребенка в комплексе, а не по очереди.

Принцип доверия и поддержки.

Необходимо обогатить педагогическую деятельность гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. вера в ребенка, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация определяет успех обучения и воспитания ребенка.

 

МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

     

      Исходя из основополагающих принципов и направлений воспитательной работы необходимо отработать содержание деятельности школьного коллектива в рамках данной концепции.

Гуманистический характер воспитания и образования предполагает:

 реализацию воспитательных задач на каждом учебном и внеклассном занятии;

создание воспитывающей среды во внеурочное время;

построение системы внеклассной работы, нацеленной на разностороннее развитие личности каждого ребенка.

Система внеклассной работы обеспечивает разнообразные потребности личности ребенка.

 

Компоненты содержания воспитательной деятельности.

 

Здоровье

Выполнение школьной программы «Здоровье».

Валеология.

«Здоровый образ жизни» беседы, выставки плакатов, рисунков.

Профилактика ДДТ

Спорт.

Туризм.

Профилактика употребления ПАВ

Семья

Твой режим дня.

Праздник благодарности.

День матери.

Семейные традиции.

«Папа и я-спортивная семья»

Свободное время.(семейные традиции).

 

 

 

Наша Родина

Символика государства.

История конституции.

День памяти Макевнина.

День освобождения Россоши.

Месячник военно-патриотического воспитания.

«Мне о Законе»

Краеведение.

Музей.

Культура

Культура поведения.

Кружки художественно-эстетического направления.

Этика и психология семейной жизни.

Творческие работы.

Программа «В мир русской народной культуры»

Природа

Экскурсии.

Выставки.

 Поездка в заповедник.

День воды.

День Земли.

Экологический месячник.

Благоустройство школьного двора.

Благоустройство парка Победы.

Операция «Кормушка»

День птиц.

Труд

Работа трудовых объединений

Бизнес-план.

Профориентационная работа.

Операция «Забота».

Кружки технического направления.

Мир моих увлечений.

Выставка технического творчества.

Своими руками.

 

 

Человек.

Изучение уровня воспитанности.

Класс года.

Ученик года.

Правовая культура.

Культура общения.

Изучение личности ученика.

Портфолио.

День самоуправления.

Этическая грамматика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НАПРАВЛЕНИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

Содержание  воспитательной деятельности  заключается в  семи основных направлениях  концепции:

1.         «Здоровье».

Это направление предполагает укрепление здоровья детей и подростков, физическое совершенствование и спортивную подготовку, развитие потребности в здоровом образе жизни и стремление быть красивым и сильным духом и телом. Большую роль в формировании такого отношения играют семья и использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Реализация этого направление осуществляется через:

-  выполнение школьной программы «Здоровье»;

-  организацию туристической и спортивной жизни (организация туристического кружка «Туристенок», профильного туристического лагеря, участие в районные слетах и сборах, выпуск стенгазет, организация спортивных секций, проведение физкультминуток на уроках, организация игр на свежем воздухе во время большого перерыва, организация и проведение месячника военно-патриотической работы);

-    организацию деятельности по профилактике  употребления психоактивных веществ, (беседы, просмотр кинофильмов, встречи с наркологом, выпуск плакатов и стенгазет, классные часы - «Суд над наркоманией», «Простите, вас ожидает смерть», «Пить или не пить?», акция «Курение или здоровье – выбирайте сами», «Трезвость – норма жизни» социологические опросы, исследования, выявление курильщиков и профилактическая работа с ними, и т.д.);

-   выполнение социального проекта «Дорожная азбука для малышей».

2.   «Семья».

. Семья – первая школа общения растущего человека, в условиях которой приобретается нравственный опыт поведения, воспитывается уважение к старшим, братьям и сестрам, развивается потребность заботиться о престарелых и больных, формируются навыки ведения домашнего хозяйства. Главным средством воспитания в семье является личный пример отца и матери, отношениям которых с детьми и подражают молодые люди, создавая свою семью. Задачей этого направления является взаимодействие семьи и школы. Это осуществляется через:

-  организацию работы родительского комитета, родительского всеобуча;

-  организацию и проведение родительских собраний;

-  воспитание милосердия (работа клуба «Забота»);

- общешкольные и классные мероприятия совместно с родителями: «Реклама семейного чтения», «Свободное время», «Твой режим дня», «Папа, мама, я – спортивная семья», «День матери», «День семьи», «Семейные традиции», «Расскажу о маме»,

 

  1. «Наша Родина».

Целью этого направления является формирование у подрастающего поколения любви к Родине, бережного отношения к народной памяти, уважения к историческому прошлому страны; воспитание у детей патриотизма, формирование гражданской позиции; приобщение учащихся к истокам русской народной культуры. Осуществляется через:

-  выполнение программы воспитательной деятельности в 1 – 4 классах «В мир русской народной культуры»;

-  работу клуба «Патриот»;

-  оказание помощи ветеранам войны и труда;

-  краеведческую работу, проведение лекций, экскурсий, изучение истории села, школы;

-  организацию кружка «Музейное дело»;

-  изучение истории России, государственных символов: «Я – гражданин России», «Символы Российского государства», «История конституции» и т.д.;

- изучение важнейших событий Великой Отечественной войны и проведение мероприятий «Этих ней не смолкнет слава», «Строки, опаленные войной», «Песни военных лет»;

- проведение  месячника военно-патриотического воспитания, участие в краеведческих конференциях и других мероприятиях района.

4.    «Культура».

Формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, развития индивидуальных способностей осуществляется через:

-   организация кружков «Буратино», «Палитра», «Сверчки», «Вязаная игрушка», работу танцевального коллектива «Батька Дон»;

-  воспитание культуры поведения: беседы о добре и зле, о достоинстве и принципиальности,  «Письма о добром и прекрасном»;

-   участие в мероприятиях, посвященных году Культуры;

-   вовлечение детей в творческую деятельность на занятиях «Сказка из глины», проведение развлекательных мероприятий, концертов, вечеров, дискотек с раскрытием творческих способностей детей.

5.    «Природа».

Ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью, популяризация экологических знаний, участие детей и подростков в решении экологических проблем – цели этого направления, которые реализуются через:

-   организацию кружка «Юный эколог»;

-  участие в экологическом месячнике, в акциях «Марш парков», «Вторая жизнь пластиковой бутылки», «Зеленые острова», «Родник»;

-   выпуск газет, выставка рисунков и плакатов в защиту природы;

-     обустройство школьного двора, озеленение классных комнат;

-     организацию походов и экскурсий по родному краю.

 6.     «Труд».

Развитие трудовых навыков и умений детей, содействие юношеству в выборе профессии, участие детей и подростков в общественно значимой деятельности осуществляется через:

-  работу органов самоуправления школы;

-  работу школьной ученической бригады, организацию лагеря труда и отдыха, ремонтной бригады;

- профоринтационную работу – элективные курсы, классные часы «Выбор профессии – дело серьезное», «Имидж и твоя профессия»;

-  организацию факультативов, открытие профильных классов.

-  организацию кружка «Умелые руки»;

-   благоустройство школьного двора, парка «Победы», молодого школьного сада.

7.    «Человек».

Сознательная дисциплина, уважение к труду и к людям труда, культура общения, культура речи, экологическая культура, ответственность личности за свои поступки, ее внешний облик – результат нравственного воспитания. Воспитание толерантного отношения к людям, формирование умения противодействовать асоциальным проявлениям, знание правовых норм поведения и руководство ими в повседневной жизни, формирование положительного отношения к учению, развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие личности ребенка – вот основные задачи этого направления. Они могут осуществляться через:

- выполнение общеобразовательных программ;

-  проведение предметных недель и внеклассных мероприятий по предметам – «Турнир знатоков», «Умники и умницы», «Что мы знаем о космонавтике», «Как читать книгу» и т.д.;

-  изучение Устава школы, прав и обязанностей школьников, Конвенции ООН о правах ребенка, Декларации прав ребенка;

-  проведение классных часов, бесед из цикла «Культура поведения и общения» - «О правилах кошке расскажем немножко», «Ежели вы вежливы», «Самосовершенствование», «Культура мира. Человек среди людей», «Я отвечаю за свои поступки», «Толерантность и интолерантность», «Толерантность друг к другу»;

-  диагностику воспитанности школьников;

-  работа по программе «Я и мы»;

-    вовлечение ребят в проведение конкурсов «Ученик года», «Класс года».

 

 

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ.

Потенциал личности

 

Младший школьный возраст

(ожидаемый результат)

 

Подростковый возраст

(ожидаемый результат)

 

Старший школьный возраст

(ожидаемый результат)

 

Познавательный

Формирование внутреннего плана умственных действий.

Основы логического мышления и запоминания. Владение основными навыками учебной деятельности.

Трудолюбие.

Развитие абстрактного мышления. Дифференциация учебных интересов. Умение пользоваться рациональными приемами учебного труда

Умение творчески мыслить. Формулировать и аргументировать свою точку зрения. Навык самоконтроля в учебной деятельности.

Ценностный

Рефлексия. Знакомство с общечеловеческими ценностями. Умение сопоставить и понять разные точки зрения.

Образ «Я». Приоритеты личных ценностей. Умение анализировать различные взгляды на явления мира

Система личных ценностей. Осмысление общечеловеческих ценностей. Личное мировоззрение. Открытие внутреннего мира.

Творческий

Поиск своей творческой индивидуальности в разных сферах деятельности.

Выбор области приложения своих творческих возможностей, развитие устойчивых интересов.

 

Творческое отношение к собственной жизни. Потребность в самоопределении.

Коммуникативный

Развитие взаимоотношений между детьми. Знание норм и правил в коллективе и следование им в своих поступках

Умение самостоятельно строить свои взаимоотношения внутри группы сверстников и со взрослыми. Межличностная рефлексия. Освоение различных социальных ролей.

Сформированность системы социальных ролей.

Нравственные нормы поведения.

 

 

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ.

 

Потенциал личности

 

Младший школьный возраст

(ожидаемый результат)

 

Подростковый возраст

(ожидаемый результат)

 

Старший школьный возраст

(ожидаемый результат)

 

Познавательный

Формирование внутреннего плана умственных действий.

Основы логического мышления и запоминания. Владение основными навыками учебной деятельности.

Трудолюбие.

Развитие абстрактного мышления. Дифференциация учебных интересов. Умение пользоваться рациональными приемами учебного труда

Умение творчески мыслить. Формулировать и аргументировать свою точку зрения. Навык самоконтроля в учебной деятельности.

Ценностный

Рефлексия. Знакомство с общечеловеческими ценностями. Умение сопоставить и понять разные точки зрения.

Образ «Я». Приоритеты личных ценностей. Умение анализировать различные взгляды на явления мира

Система личных ценностей. Осмысление общечеловеческих ценностей. Личное мировоззрение. Открытие внутреннего мира.

Творческий

Поиск своей творческой индивидуальности в разных сферах деятельности.

Выбор области приложения своих творческих возможностей, развитие устойчивых интересов.

 

Творческое отношение к собственной жизни. Потребность в самоопределении.

Коммуникативный

Развитие взаимоотношений между детьми. Знание норм и правил в коллективе и следование им в своих поступках

Умение самостоятельно строить свои взаимоотношения внутри группы сверстников и со взрослыми. Межличностная рефлексия. Освоение различных социальных ролей.

Сформированность системы социальных ролей.

Нравственные нормы поведения.

 

назад

Hosted by uCoz