ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЕВСТРАТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 

 

Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей (не толь­ко досуг), разнообразную деятельность и общение за пределами школы. Влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды, непре­станно расширяющееся воспитательное пространство. Педагоги школы придерживаются принципа: воспитывая – обучай, как в урочной, так и во внеклассной деятельности.

 Цель воспитательной системы - поэтапное создание в школе усло­вий для  постепенного вхождения растущего человека в мир, определения своего места среди людей,  для личностного роста ученика.

      Воспитательная система школы создает условия для запуска механизмов самовоспитания личности.    

 В процессе творческой деятельности происходит формирование активной гражданской позиции.     

Модель будущего выпускника школыздоровая, конкурентоспособная, творчески развитая, самостоятельная, социально ориентированная личность, способная строить достойную человека жизнь.

Показатели личностного роста:

  • Уважение семейных традиций, гордость за свой род, свою фамилию;
  • Гражданственность, патриотизм;
  • Любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам;
  • Миротворчество и неприятие насилия;
  • Трудолюбие, стремление к творчеству;
  • Интеллигентность;
  • Любознательность;
  • Гуманность и милосердие;
  • Альтруизм;
  • Толерантность;
  • Забота о свом здоровье, стремление вести здоровый образ жизни;
  • Самопринятие  и душевное здоровье;
  • Свобода как главная характеристика духовного бытия человека, включающая самостоятельность, самоопределение, самореализацию человека.

 

Воспитательная работа строится  на следующих принципах:

 

Принцип гуманистического воспитания.

Дети, как и педагоги, субъект  воспитательной системы. Важнейшее условие эффективности воспитательного процесса – объединение детей и взрослых в единый коллектив, а главный критерий – развитие личности ребенка

Принцип самоактуализации.

В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать его стремление к проявлению и развитию природных и приобретенных возможностей.

 

Принцип индивидуальности.

Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося. Программы деятельности должны быть рассчитаны не на массу, а на конкретного человека с его интересами, взглядами, жизненной позицией. Необходимо не только учитывать особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему формированию. Каждый член коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.

 

Принцип субъектности.

Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в деятельности, общении и отношениях. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе, школе, способствовать формированию и обогащению этого опыта. Межсубъектный характер взаимоотношений должен преобладать в школьном сообществе.

 

Принцип выбора.

Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, форм и способов организации учебно-воспитательнгого процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

 

Принцип творчества и успеха.

Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать особенности учащегося и уникальность группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о сильных сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности стимулирует ребенка на дальнейшее самосовершенствование.

 Принцип комплексного подхода.

Следует так организовать деятельность учащихся, чтобы в ней человек раскрывался с разных сторон и развивал свои личностные качества. Необходимо воспитывать и развивать какие-либо качества ребенка в комплексе, а не по очереди.

 

Принцип доверия и поддержки.

Необходимо обогатить педагогическую деятельность гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. вера в ребенка, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация определяет успех обучения и воспитания ребенка.

            Процесс воспитания заключается во взаимодействии сторон воспитания (ученик-учитель-родители) с целью создания условий для личностного роста  ребенка.

            Процесс воспитания проходит в двух направлениях:

1)      Организация свободного времени после уроков, включение ребенка в разнообразную деятельность (походы, КТД, экскурсии, вечера, конкурсы и система дополнительного образования)

2)      Передача культуры (культуры поведения, общения, познания, саморазвития, самопознания, самореализации и т.д.)

            Воспитывающая среда школы  - это совокупность межличностных отношений, норм поведения, которые принимаются и поддерживаются самими школьниками и оказывают влияние на развитие личности.

 

ВОПИТЫВАЮЩАЯ СРЕДА ШКОЛЫ:

Ø      Нравственные нормы и нормы поведения в «Кодексе чести ученика» и правилах поведения школьника;

Ø      Классный и общешкольный коллектив;

Ø      Содружество учителей-учеников-родителей;

Ø      Ученическое самоуправление – Совет дружины,  Совет школьной республики науки и культуры, Совет образовательного учреждения.

Ø      Сотрудничество с ИММиФ,  РКММП,  Евстратовским КДЦ, библиотекой,  базовым хозяйством ООО «Восток – Агро», комиссией по делам несовершеннолетних, реабилитационным центром, СЮТиН, домом детей и юношества и др..

              

Воспитывающая деятельность в школе направлена на создание условий для развития ценностного отношения ребенка к людям, своему Отечеству, труду, знаниям, природе, миру, для формирования позитивной позиции к окружающим и к себе.

 

Основные черты воспитывающей деятельности школы: открытость, динамичность, целостность,  разнообразие, сотрудничество, успешность.

 

Воспитательные ориентиры в построении и развитии отношений – равноправие, диалог, взаимопонимание, взаимный интерес, взаимопомощь.

 

 Особенностью развивающейся воспитательной системы школы является интегрирование образовательной области, системы дополнительного образования, системы внеклассных мероприятий, системы сотрудничества с социумом, в тесном творческом взаимодействии всех участников общеобразовательного процесса, а так же делается упор на  соуправление.

              Внеурочная деятельность учащихся школы сопровождается оперативной диагностикой, изучаются интересы учащихся, родителей, степень удовлетворенности своей деятельностью.

             Со стороны администрации осуществляется постоянный контроль за :

-         освоением технологий воспитательного процесса;

-         выполнением принятых планов программ воспитательной работы;

-         выполнение программ дополнительного образования..

          Диагностируется процесс формирования воспитанности школьников (ежегодное измерение уровня воспитанности на начало и конец учебного года), измеряется творческая активность детей (участие в различных конкурсах, выставках, олимпиадах),  наблюдается развитие классного коллектива на начало и конец учебного года, регистрируется количество посещающих систему ДО. Изменение этих параметров является признаком эффективности воспитательного процесса, т.е. результативности воспитательной работы.

            В результате целенаправленного управления процессом развития личности ребенка путем создания благоприятных для этого условий, учащиеся школы вырабатывают активную жизненную позицию, умение быть причастным к общественной жизни во всем её многообразии, выбрать ту  нишу, в которой каждый может реализовать свой интеллектуальный, творческий, нравственный потенциал в максимально комфортных условиях.

ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА

Свободная личность. Высокий уровень самосознания, гражданственности, самоуважения, самодисциплины, самостоятельности в принятии решений и ответственности, свободный выбор содержания жизнедеятельности.

 

Гуманная личность. Милосердие, доброта, способность к состраданию, сопереживанию, терпимость, доброжелательность, готовность оказать помощь, стремление к миру, понимание ценности человеческой жизни.

 

Духовная личность. Потребность в познании и самопознании, в красоте, в рефлексии, общении, в понятии смысла жизни, автономия внутреннего мира, цельность.

 

Творческая личность. Развитие способности, потребности в преобразующей деятельности, высокий уровень знаний, умений и навыков, развитый интеллект, интуиция, жизнетворчество.

 

Практическая личность. Знание основ экономики, трудолюбие, хозяйственность, компьютерная грамотность, владение языками мира. Здоровый образ жизни. Физическая закалка, эстетический вкус, обустройство дома, обеспечение благосостояния семьи.

 

        Таким образом, создание в школе условий для развития личности ребенка - это процесс создания в школе системы отношений, помогающей ребенку на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в ос­новных сферах своей жизнедеятельности. Учитывая психолого-педагогические особенности младшего, подросткового и старшего школьного возраста мы строим воспитательную систему школы в соответствии с принципами дифференцированного подхода. Так в каждой возрастной группе есть своя воспитательная программа, по которой и осуществляется воспитательный процесс. Осознавая, что будущее молодого человека закладывается на ранних этапах жизни ребенка  и преследуя цель становления и развития качеств личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России, мы назвали свою воспитательную систему «Будущее – в настоящем». Так как для будущего нам нужна культурная, думающая и толковая молодежь. Только такая молодежь сможет благоустраивать и развивать нашу Родину, на деле быть гражданином своей страны.

 Направления  воспитательной системы.

1.              Внеклассная и внешкольная работа по предметам технического, есте­ственнонаучного и гуманитарного циклов (факультативы,  предметные недели, викторины, конкурсы, олимпиады, детские объединения)

2.              Внеклассная и внешкольная работа по предметам художественно-эстетического цикла. (факультативы, детские объединения при школе и Евстратовском КДЦ)

3.              Внеклассная и внешкольная спортивно-оздоровительная работа (программа «Здоровье+», «Мой выбор», спортивные секции, смотры, соревнования).

4.              Внеклассная и внешкольная работа по патриотическому, правовому, трудовому   

        воспитанию. (Цикл бесед «Я – гражданин России»,  конкурсы, соревнования, работа     

        школьного музея)

5.              Развитие ученического самоуправления (совет школьной республики науки и культуры,  совет дружины «Маячок», совет детского объединения «Родник»)

6.              Продолжение добрых школьных традиций.

·                 День знаний;

·                 Посвящение в ученики;

·                 День самоуправления;

·                 Дни воинской Славы России.

·                 День матери;

·                 «Я – гражданин России»;

·                 Конкурс чтецов  «Строки, опаленные войной»;

·                 Линейка памяти С.Я. Макевнина;

·                 Освобождение Россошанского района от немецко-фашистских захватчиков;

·                 Месячник оборонно-спортивной работы;

·                 Прощание с начальной школой;

·                 Конкурс «Ученик года»;

·                 Праздник детства;

·                 День защиты детей;

·                 Праздник «За честь школы».

Воспитательная система  складывается в результате реализации следующих программ

Детское объединение «Родник»

Игра-путешествие «В мир русской народной культуры»

Программа «Радуга»

Программа  «Вступая в жизнь»

Управление воспитательной системой

Управление воспитательной системой осуществляется гибко. Управленческие решения принимаются коллек­тивно (на собраниях) на педагогических советах, совете школьной республики науки и культуры или Совете образовательного учреждения.

Высшим выборным исполнительным органом является Совет образовательного учреждения.

Представительными органами являются: проф­союзный комитет, Совет школьной республики науки и культуры, родительский комитет, совет профилактики.

Основные направления развития воспитания

§         Дальнейшая перестройка учебного процесса с учетом  направлений национальной образовательной инициативы президента "Наша новая школа"  

§         Изменение форм и методов учебной работы: преодоление пассивности детей через дидактические и ролевые игры, разнообразие форм обучения, внедрение инновационных технологий, раскрепощение личности ребенка в учебном процессе, создание условий для получения знаний и умений сверх школьных программ.

§                  Ориентация детей на вечные абсолютные ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля. Они охва­тывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют основу воспитания

§                  Формирование у учащихся чувства патриотизма, сознания активного граж­данина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно сделать выбор в любой ситуации.

§                  Эстетизация образовательного учреждения, его окружения, всей жизни -это суть гуманизации воспитания. Создание условий, в которых у всех де­тей была бы возможность выразить себя в художественной деятельности -театр, рисование, пение, танец, прикладное творчество, музыка и др.

§                  Развитие дополнительного образования - особой сферы жизни учащихся.

§                  Развитие игровых видов деятельности, открывающих большие воз­можности для самопознания детей.

§                  Воспитание детей в духе свободы, личного достоинства и демократии. С этой целью способствовать дальнейшему развитию школьного са­моуправления, различных клубов по интересам.

§                  Приобщение детей к культуре предков, возрождение народных тради­ций, формирование и укрепление лучших школьных традиций. Укрепление сотрудничества детей и взрослых. Только в результате достижения духовной общности ученика, учителя и родителей осуще­ствляется воспитание - передача новым поколениям ценностей, нако­пленных человечеством.

§                  Превращение воспитательной системы школы в непрерывный иннова­ционный процесс: освоение передовых технологий воспитания.

§                  Создание условий для повышения квалификации учителя, его профессионального роста, т.к. ведущая роль в воспитании при­надлежит педагогу - широко образованному, гуманисту-интеллигенту, настоящему профессионалу.

Таким образом, у выпускника школы в достаточной мере будут развиты:

§                  личностные качества;

§                  нравственные нормы поведения; 

§                  культура общения в коллективе;  

§                  потребность к труду;

§                  способность к профессиональной деятельности;  

§                  способность рационально организовывать деятельность; 

§                  способность к сотрудничеству;

§                   сформированность  теоретического сознания (научного, художе­ственного, правового).

Результатом  воспитательной деятельности школы является:

воспитание культурного человека, патриота своей Родины, готового к постоянному изменению, развитию че­ловеческой культуры, способного на основе усвоения современной куль­туры продолжить эстафету поколений.  

 

 

назад

 

 

 

 

Hosted by uCoz