|
Анализ достигнутого уровня жизнедеятельности образовательного учреждения.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Последние годы педагогический коллектив работает над проблемой «Повышение качества образования через внедрение инновационных педагогических технологий», реализуя в своей работе следующие задачи: - повышение качества знаний и мотивационного уровня учащихся; - продолжению профилактической работы по предупреждению роста числа учащихся, имеющих вредные привычки, за счет организации максимальной занятости обучающихся через развитие системы дополнительного образования детей и подростков и внедрения программы «Мой выбор»; - развитие школьного самоуправления как пространства, в котором должны формироваться социальные компетенции учащихся; - создание условий, обеспечивающих реализацию предпрофильной подготовки и профильного обучения на основной и старшей ступенях образования; - обеспечение условий для сохранения здоровья учащихся. Эти задачи сейчас наиболее актуальны, именно они составляют те ключевые компетенции, необходимые для жизни в современном обществе и соответствуют пяти основным направлениям развития общего образования, озвученных президентом в проекте «Наша новая школа», первое из которых - обновление образовательных стандартов. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Именно новый стандарт может предоставить ребенку возможность самореализоваться, как в стенах школы, так и за ее пределами, но вместе с тем, может и напрочь лишить этой возможности. Новые стандарты общего образования должны быть сформулированы через набор требований, таких как требования к результатам освоения образовательных программ, а это умение учиться, сформированность ключевых компетентностей, наличие разных результатов для разных ступеней, опора на закономерности возрастного развития, передовую науку. Ни для кого не секрет, что сегодня надо научить ученика учиться, а система передачи знаний «Учитель - ученик» немного устарела. Целью работы каждого учителя должен стать личностный рост ученика в воспитании и образовании. Необходимо осознать, что воспитание, по сути, вплетено в весь процесс передачи содержания образования, различные методы обучения и формы учебной работы. При целенаправленной ориентации даже репродуктивные методы обучения помогают формированию внимания, исполнительности и влияют на эмоционально-ценностную сферу школьника. В прошлом учебном году школа продолжила работу по образовательной программе на 2007-2010 гг., и концепции воспитательной деятельности, начатой в 2006 году. Воспитательная работа в школе в целом сориентирована на создание благоприятных условий для развития личности ребенка и на приоритетные направления, выявленные при анализе работы учреждения. Задачи, решаемые педколлективом в прошлом году: продолжить профилактическую работу по предупреждению роста числа инфекционных заболеваний в рамках опытно-экспериментальной работы по программе «Здоровье +». продолжить профилактическую работу по предупреждению роста числа учащихся, имеющих вредные привычки, С этой целью разработать и внедрить программу профилактической работы «Мой выбор»; повысить роль общественного управления школой через работу органов ученического самоуправления и Совета образовательного учреждения. Нормативно-правовые основы воспитательной деятельности. Государственный заказ на воспитание личности определен: в основополагающих законодательных актах Российской Федерации: - Конституции Российской Федерации; - Законе Российской Федерации «Об образовании» (от 10.07.1992 г. №3266-1; в редакции федерального закона от 23.12.2003 г. №186-ФЗ); - Законе Российской Федерации «Об общественных объединениях» (от 19 мая 1995 года №82-ФЗ; в редакции федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ); - Законе Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (от 28 июня 1995 года №98-ФЗ; в редакции федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ); - Законе Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999 г. №120–ФЗ); - Законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 г. №124-ФЗ); - «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» (постановление правительства РФ от 04.10.2000 г. №751); - «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (распоряжение правительства РФ от 29.12.2001 г. №1756-р, приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 г. №393); - федеральной программе развития образования (закон РФ от 10.04.2000 г. №51-ФЗ); - государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (постановление Правительства РФ от 11.07.2005 г. №422); - программе «Дети России» (2003-2006 гг.); - Законе Российской Федерации от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» - Законе Российской Федерации от 10 июля 2001 г. №87 «Об ограничении курения табака» - Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде; - Письме Министерства образования и науки РФ, МВД РФ, ФСКН РФ № ВФ- 1376/06 от 21 сентября 2005г. «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в образовательных учреждениях» - Областной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2007-2010 годы». - Законе Воронежской области «Об образовании» (принят 14.02.2005 г. №3-ОЗ); - областных программах: «Развитие образования на 2006-2007 гг», на 2006-2010 учебный год», «Молодежь (2004-2006 годы)», «Дети Воронежской области», «Патриотическое воспитание граждан Воронежской области на 2002-2005 годы», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиков и их незаконному обороту»; «Олимпиец», «Комплексная программа развития физической культуры и спорта», «Формирование здорового образа жизни у населения Воронежской области на 2001-2006 годы» и др. Основными документами по организации воспитательного процесса в школе является: 1. Устав муниципального общеобразовательного учреждения Евстратовская средняя общеобразовательная школа Россошанского муниципального района Воронежской области; 2. Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения Евстратовская СОШ на 2007 – 2010 гг., 3. Концепция воспитательной деятельности МОУ Евстратовская СОШ на 2006-2011 гг. ; 4. Воспитательная система «Будущее – в настоящем»; 5. Программа детской пионерской организации «Радуга», 6. Программа «В мир русской народной культуры», 7. Школьная программа «Здоровье +» ; 8. Программа профилактической работы «Мой выбор!». Вопросы воспитания неоднократно ставились на педсоветах: - Анализ учебно-воспитательной работы школы в 2007-2008 учебном году и задачи на новый учебный год. - Пути реализации основных задач образовательной программы школы (мероприятия по организации воспитательной деятельности); - Проектная технология как фактор повышения качества образовательного процесса; - Развитие творческого, индивидуального природного личностного потенциала учащихся на основе общекультурных и общечеловеческих ценностей. Модель личности выпускника и модель личности учителя. На совещаниях: - организация работы кружков (сентябрь); - о проведении новогодних праздников и зимних каникул (декабрь); - работа кружков и секций. Занятость учащихся во внеурочное время (январь); - организация спортивно-массовой и оздоровительной работы в школе (февраль); - состояние воспитательной работы в школе (май); - об основных мероприятиях по организации летнего труда и отдыха (май). На родительских собраниях: - итоги летней оздоровительной компании; - отчет школы о ходе реализации программы развития школы; - план проведения летнего труда и отдыха школьников. Кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса: Педагогический коллектив школы полностью укомплектован штатами, вакансий нет (на одного учителя у нас приходится 7 учеников, в то время, как по нормативно-подушевому финансированию норма на одного учителя - 14 учеников). В школе работают - 17 педагогов (16 женщин и 1 мужчина) Высшее образование - 13 ; Среднее педагогическое - 4.
Приведенные данные говорят о том, что кадровый состав школы на 94% составляют опытные педагоги, знающие свой предмет и владеющие методикой преподавания предмета, что является ведущим фактором обеспечения качества образования. В целях создания развивающейся педагогической среды администрация школы и ИМК отдела образования района создают условия для повышения уровня квалификации педагогов. В прошедшем учебном году курсовую подготовку при ВОИПКРО прошли 3 педагога, аттестацию на высшую квалификационную категорию – 1, на первую - 1. Конечно же, ребенок не может развиваться там, где нет творческого учителя. Учитель должен постоянно учиться, находить новые методы сотрудничества с учащимися, не просто передавать знания, а защищать новые творческие проекты.
Численный состав учащихся по ступеням.
Как видим, наблюдается, по сравнению с предыдущими годами, снижение числа учащихся 1 ступени из-за общего снижения уровня рождаемости и в 3 ступени. Но, если раньше движение учащихся происходило только по объективным причинам и не вносило дестабилизацию в процесс развития школы, то в этом году произошел отток учащихся из школы по причине выбора более престижных ОУ г. Россоши, а это значит, что в будущем году всему педколлективу необходимо активизировать работу по формированию привлекательного имиджа школы среди родителей. Школа предоставляет образовательные возможности обучения 2-м детям-инвалидам, обучая их на дому, - Иванченко Алине (7 класс) и Кухтину Мише(8 класс) по программе специальных коррекционных школ VIII вида, Дубовиковой Юле (3 класс) общеобразовательной программы. В обучении этих детей имеются серьезные трудности как психологического, так и физиологического характера, поскольку их заболевания связаны с поражением центральной нервной системы, однако следует отметить положительную динамику в умственном развитии учеников. По мнению учителей, ведущих уроки на дому у этих детей, Новоселовой Т.И. и Гриевой В.Д., это обусловлено, в первую очередь, огромным желанием и стремлением учеников учиться, постоянно узнавать что-то новое и интересное. Такая жажда знаний, безусловно, обязывает учителей, работающих индивидуально на дому с этими детьми, соответствовать запросам и учеников, и их родителей. Они разрабатывают индивидуальный учебный план для каждого ученика, так называемую индивидуальную траекторию развития ученика, который часто приходится корректировать в течение учебного года в зависимости от состояния здоровья ребенка; применяют на уроках, в первую очередь, здоровьесберегающие технологии, формируют у детей умение использовать полученную информацию для адаптации к жизни в социальной среде. Такой гибкий подход и позволяет добиваться положительных результатов в обучении детей. Анализ уровня социализации выпускников школы
Процент поступления из числа выпускников 11-х классов
Показатель поступления в ВУЗы остается стабильным, выпускники осознают необходимость продолжения образования для успешной дальнейшей адаптации в обществе. Факт успешного освоения программного материала за курс средней общеобразовательной школы подтверждается успешностью обучения наших выпускников в средних специальных и высших учебных заведениях района и области. Все выпускники 9 кл. за последние три года были также оформлены в различные учебные заведения и продолжили обучение.
В течение 5 последних лет школа сотрудничает с высшими и средними специальными учебными заведениями города, когда учащиеся 10-11 классов одновременно являются студентами колледжа ММП, как это было в 2005-07 уч.г., или института ММИФ в 2006-09г. Это дает возможность старшеклассникам получить одновременно со средним общим образованием дополнительное профессиональное образование и определиться с выбором своей будущей профессии, кроме того, учитывая слабую подготовленность 11 кл. предстоящего уч.г., можно надеяться, что все эти уч-ся будут являться студентами факультета СПО ИММиФ, независимо от итогов ЕГЭ. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" включает в себя еще одно направление – развитие учительского потенциала. Ключевая роль в школе принадлежит учителю. Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей. Учитывая все возрастающую значимость непрерывного образования, обучения в течение всей жизни, обновление квалификаций и компетентностей, предъявляются новые требования к системе профессиональной поддержки работающих учителей. В первую очередь они выражаются в большей практической ориентации системы повышения квалификации педагогов, в создании стимулов для постоянного профессионального роста. Учителя должны быть готовы постоянно повышать квалификацию и переучиваться, осваивать новые образовательные технологии. Свой методический уровень в 2007-08 учебном году учителя повышали не только через курсы повышения квалификации и аттестацию, но и участвуя в работе школьных и районных МО по предмету, и через самообразование. 2 учителя нашли возможность и прошли 2-хмесячные курсы от ИММиФ по программе «Mikrosoft office», понимая, что инновации в современной школе неразрывно связаны с необходимостью использования в практике работы компьютерных технологий. В школе работает методобъединение классных руководителей. Согласно плана, заседания проводятся один раз в четверть. По сравнению с предыдущим периодом отмечается положительная динамика в планировании работы, постановке целей и задач в соответствии с задачами школы на учебный год, зафиксированными в годовом плане работы, общей методической темой школы, темами методических объединений, темами самообразования учителей. В целях координации действий и более квалифицированного планирования методической работы в школе создан методический совет, состоящий из руководителей методических объединений. Председателем методического совета является заместитель директора по УВР Полтарикова Г.И. Считаем, что ресурсом развития школы является участие в конкурсах разного уровня: муниципального, областного, всероссийского – в целях развития потребности каждого участника образовательного процесса в личностном росте, в испытании ситуации успеха. В прошлом году нас порадовал тот факт, что одна из 13 учителей нашего района, получивших президентские гранты в 100 тыс. рублей, учитель нашей школы Смирнова Наталья Николаевна – участница и победительница всероссийского конкурса лучших учителей в рамках национального проекта «Образование». Результативность участия учителей школы в районных и областных мероприятиях за 2008-2009уч.г.
По демографическим причинам наблюдается снижение количества детей в школе и как следствие снижается количество участвующих в различного рода конкурсах и соревнованиях. Уровень же участия в областных мероприятиях незначительно повысился. Работа школы по направлениям концепции воспитательной деятельности. 1. «Здоровье». Это направление является одним из основных направлений президентской инициативы «Наша новая школа» Для формирования, сохранения и укрепления составляющих целостного здоровья человека, внедряются здоровьесберегающие технологии, под которыми мы понимаем систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения её воздействия на здоровье учащихся. Школьная среда – мощный фактор, влияющий на здоровье детей и подростков, поэтому важно эту среду сделать органичной, естественной для ребёнка. В связи с тем, что большую часть времени ученики проводят в стенах ОУ, возникает необходимость превращения образовательной среды в реабилитационно - оздоровительную и просветительскую среду, с целью создания единого адаптационного пространства, неразрывно соединяющего педагогику, психологию, медицину, школу и семью. В целях улучшения здоровья учащихся ведется постоянная работа по направлению «Здоровье». Реализация школьной программы «Здоровье+»осуществлялась с 2004 г. , а с 2007 года школа является площадкой для опытно-экспериментальной работы муниципального уровня по направлению «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя школы». С учётом сложившейся в школе практики решения этих вопросов, анализа состояния здоровья учащихся работа по оздоровлению проводится по следующим приоритетным направлениям: Укрепление материальной базы для проведения мониторинга состояния здоровья, создания условий, обеспечивающих оптимизацию учебного процесса и повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы. Повышение квалификации педагогов и родителей в вопросе охраны здоровья, оптимизации учебного процесса, проблем диагностики и преодоления школьных трудностей. Создание адаптивной среды и обеспечение условий для получения полноценного образования для детей, имеющих особенности развития. Повышение уровня знаний родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья, воспитания здорового образа жизни, предупреждения школьных проблем, помощи детям с особенностями развития и трудностями в обучении. ДИНАМИКА КОЛИЧЕСТВА ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
По результатам ежегодного медосмотра, который проходит в сентябре-октябре, в начальной школе наблюдается снижение в два раза, а затем стабильность в выявлении хронических заболеваниях детей. Это достигнуто благодаря целенаправленной работе всего педагогического коллектива, работников школы, родителей и детей.
В школе работают спортивные секции, которые пользуются большой популярностью среди учеников. Регулярно проводятся Дни Здоровья. 64% учащихся начальных классов летом отдыхают в школьном оздоровительном лагере. В профильных школьных лагерях и лагерях труда и отдыха за лето отдохнули 89% учащихся школы. Ежегодно дети участвуют в районной спартакиаде, зональных соревнованиях по волейболу, баскетболу и футболу, участвуют в туристических и археологических слётах, где награждаются грамотами за победу и участие в различных конкурсах. В школе имеется столовая на 60 посадочных мест, в которой для учащихся 1-11 классов организовано горячее питание по договору с ООО «Общепит» г Россошь. За счет средств районного бюджета все учащихся начальной школы (41 человек) и 14 учеников из социально незащищенных семей питаются бесплатно на сумму 17,65 руб. в день на 1-го ребенка. Все остальные ученики питаются за родительские средства из расчета не менее 17 руб. в день на 1-го ребенка. Охват питанием в школьной столовой составляет 57% . Прием пищи осуществляется во время динамической паузы после 3-го урока в 11-05 Продолжительность обеденного перерыва – 30 минут В целях обеспечения безопасности и сохранности здоровья детей в школе проводятся следующие мероприятия: 1. Постоянно поддерживается световой режим (коридоры школы и вестибюль – лампы дневного освещения, в классах – электролампы и люминисцентные лампы). 2. Тепловой режим поддерживается за счет обслуживания школы центральной газовой котельной МУП «Теплосеть» г. Россошь. В четырех классных комнатах и актовом зале школы заменены окна. 3. Во всех учебных зданиях установлена противопожарная сигнализация, на 100% заменена электропроводка в начальной школе и частично в учебных кабинетах первого этажа. 4. На случай чрезвычайных ситуаций составлен план эвакуации учащихся из помещений школы. Проводятся тренировочные эвакуации 2 раза в год. 5. Двор школы огорожен металлическим забором, входные калитки- «вертушки». Деревья на территории двора и вблизи линий электропередач обрезаются. 6. Во всех кабинетах имеются правила по технике безопасности в урочное и во внеурочное время. 7. Все работники и ученики школы проходят инструктажи по технике безопасности во время образовательного процесса. Ведутся специальные журналы учета и регистрации инструктажей на рабочем месте. При проведении массовых мероприятий из числа учителей и родителей назначаются дежурные, привлекается к дежурствам участковый инспектор милиции. 8. В школе оборудованы стенды «Твоя безопасность – в твоих руках» и по пожарной безопасности. 9. Учащиеся 5-11 классов изучают курс «Основы безопасности жизнедеятельности». 10. Классными руководителями проводится цикл бесед по дорожному движению (10 занятий в год) и противопожарной безопасности (4 занятия в год) 11. Ежегодно производится обработка чердачных помещений специальным огнезащитным составом. 12. Помещения школы оборудованы огнетушителями в достаточном количестве. 13. Ежегодно проводятся работы по замеру сопротивления заземляющих устройств. 14. Проводятся испытания спортивных снарядов и сооружений в спортивном зале и на спортивной площадке. Одна из основных задач воспитательной работы школы – продолжить профилактическую работу по предупреждению роста числа учащихся, имеющих вредные привычки. С этой целью в школе разработана и утверждена программа «Мой выбор», создан общественный наркопост, ведется методическая работа с учителями и родителями, профилактическая работа с учащимися и наблюдения. За последние три года увеличилось число учащихся, пробовавших курить и пить спиртное (пиво). Причиной такого всплеска, по мнению учителей и родителей, является пагубное воздействие средств массовой информации, где кумиры школьников – главные герои фильмов или просто артисты показаны в сценах с употреблением спиртного, особенно пива, а также ошибочное мнение ребят об их взрослении таким образом. Еще одна из причин – это употребление спиртного и курение родителей учащихся. По данным опроса практически в каждой семье отцы, а иногда и матери, курят и выпивают по праздникам или, когда есть повод. Работая по программе «Мой выбор» учителя в каждом потоке проводят классные часы на правила поведения в экстремальных ситуациях, оформлен стенд «Умей сказать «Нет», проводились видеоуроки в рамках акции «Будущее без наркотиков» и «Нет наркотикам». Школьники принимают участие в выставке рисунков, плакатов на антинаркотическую тематику «Вредным привычкам скажем НЕТ». Для учащихся подготовлены лекции «Подростковая среда и наркотики», «Подростковая среда и алкоголь», «Подростковая среда и табакокурение». Учащиеся 8 класса подготовили проект, в котором отражено все о вреде курения, изготовили плакат «Изгнание серого Джина» и сделали презентацию своего проекта «Табак – враг здоровья». В начальной школе пока проблем с вредными привычками нет, поэтому здесь проводятся в основном профилактические мероприятия по программе «Здоровье+». Для учащихся организованы детские объединения «Буратино», «Оригами», «Сверчки», «Юные Россияне», а также ведутся компьютерные курсы. В начальной школе проводятся познавательные мероприятия «Скажем - нет привычкам во вред», «Что такое здоровый образ жизни», «Курильщик – сам себе могильщик», «Курить – здоровью вредить». Интересно и познавательно было подготовлено мероприятие классным руководителем 5 класса Гудушаури С.А. «Сундучок вредных привычек», в ходе которого дети, выясняя, какой вред приносит та или иная привычка, складывали их в сундучок, чтобы никто не смог приобрести их. Учащиеся 7 класса с классным руководителем Головченко И.Н. проводили «Суд над сигаретой». В рамках акции в прошлом году старшеклассники 9 и 11 класса провели совместный диспут «Курение: дань моде, привычка, болезнь?», и ролевую игру «Наркомания – национальная опасность», где учащиеся высказывались от имени учителей, родителей, врачей, сотрудников милиции и студента-наркомана. В ходе этой игры обсуждалась эта всемирная проблема. В целях профилактики классные руководители стремятся вовлечь своих воспитанников во внеурочную деятельность, заинтересовать полезным делом. 2. «Семья». Семья – первая школа общения растущего человека, в условиях которой приобретается нравственный опыт поведения, воспитывается уважение к старшим, братьям и сестрам, развивается потребность заботиться о престарелых и больных, формируются навыки ведения домашнего хозяйства. Главным средством воспитания в семье является личный пример отца и матери, отношениям которых с детьми и подражают молодые люди, создавая свою семью. Задачей этого направления является взаимодействие семьи и школы. Это осуществляется через: - организацию работы родительского комитета, родительского всеобуча; - организацию и проведение родительских собраний; - воспитание милосердия (работа клуба «Забота»). Работа по этому направлению начинается с анализа социальных особенностей семей.
В ходе изучения социального состава семей было выявлено уменьшение числа неполных и малообеспеченных семей и стабильность количества многодетных семей, что и привело к уменьшению количества семей группы риска и находящихся в социально-опасном положении, а также наблюдается уменьшение количества детей, состоящих на внутришкольном учете и учете в ПДН.
В целях организации целенаправленной индивидуальной работы с учащимися, находящимися в состоянии школьной дезадаптации и требующими повышенного внимания, в школе создан Совет профилактики, заседания которого проходят не реже 1 раза в месяц. Здесь рассматриваются заявления, докладные записки учителей-предметников (в основном это плохая успеваемость, пропуски без уважительной причины, нарушение дисциплины). Согласно Положения о постановке на внутришкольный учет и по решению Совета профилактики ведется учет детей, состоящих на внутришкольном учете. На сегодняшний день таких учеников трое. Благодаря систематической работе с учениками пропуски уроков без уважительной причины снизились. Школьники посещают спортивные секции, участвуют в днях здоровья других мероприятиях. Мероприятия, проводимые классными руководителями по этому направлению. Уже стало доброй традицией проводить День матери, День семьи в школе, в феврале проходят соревнования «Папа и я – спортивные друзья», в марте – «Дочки-матери», «Бабушки и внучки» и другие. Для старшеклассников классные руководители подготавливают содержательные классные часы по подготовке к семейной жизни. Многие классные руководители Василенко Н.Н., Иванченко Л.А., Касьянова З.И., Головченко И.Н., Урывская Л.А., Варава Н.А. практикуют в своей работе совместные мероприятия с родителями – чаепития, веселые конкурсы, праздники. Кроме этих мероприятий в течение года проводятся классные конкурсы рисунков «Портрет моей мамы», «Моя мама самая, самая», а также дети готовят подарки и сувениры своими руками для родителей к праздникам. Не остается в стороне методическая и профилактическая работа с родителями. Налажена связь у каждого классного руководителя с семьями, имеются телефонные номера, чтобы можно было связаться в любой момент. Для родителей в школе есть действующие стенды «Учеба – наш главный труд», «Куда пойти учиться» и две газеты: «Родительская газета» для начальных классов (28 кабинет) и «Для вас, родители». Регулярно проводятся родительские собрания, на которых немало внимания уделяется профилактике негативных проявлений среди детей, вредным привычкам и д.п. «Как распознать, что ребенок начал принимать наркотики», «Предупреждение вредных привычек», «От курения до наркотиков – один шаг». Классные руководители старшеклассников проводят индивидуальные беседы с родителями, чтобы помочь определить, принимал ли ребенок наркотические вещества. Инспектором по охране прав детей и классными руководителями проводятся рейды в социально-опасные семьи и семьи социального риска, ведется постоянный контроль поведения детей из этих семей, за их успеваемостью и посещаемостью, оказывается педагогическая помощь в воспитании детей. Родители привлекаются и к управлению школой. Работу Совета образовательного учреждения возглавляет Радинская Ольга Николаевна. Своевременно проходят заседания этого совета по вопросам организации горячего питания школьников, о привлечении финансовых средств на проведение школьных мероприятий, о ремонте школы, о проведении летнего отдыха детей. Традиционно в сентябре проходят общешкольное родительское собрание, на котором директор школы отчитывается перед родительской общественностью о работе педколлектива. Публичный доклад размещается на сайте образовательного учреждения.
3. «Наша Родина». Целью этого направления является формирование у подрастающего поколения любви к Родине, бережного отношения к народной памяти, уважения к историческому прошлому страны; воспитание у детей патриотизма, формирование гражданской позиции; приобщение учащихся к истокам русской народной культуры. Анализируя работы классных коллективов можно с уверенностью сказать, что гражданскому и патриотическому направлению в школе уделяется особое внимание, так как каждый из нас понимает важность этих качеств. Традиционно в школе в феврале проходит месячник военно-патриотического воспитания. Мероприятия рассчитаны на разный возраст. В игре «Зарница» принимают участие ученики 1-7 классов. В прошлом году лучшими оказались ученики 2-3 и 7 классов. На протяжении ряда лет в рамках месячника проходит мероприятие «Строки, опаленные войной» - это конкурс чтецов и конкурс соцчинений на военную тематику. В этом мероприятии принимают участие победители внутриклассных соревнований. Так только в прошлом учебном году как победители были отмечены сочинения: 5 класс – Ющенко Насти, Василенко Ирины, Корякина Максима, Дядя Сережи; 8 класс – Толстун Тани; 9 кл. – Блищенко Андрея и Грек Полины. Рисунки – Прохоренко Саши, 4 кл., Васина Димы, 2 кл., Корякина Максима, 5 кл., Могильной Анны, 7 кл. и Бондаревой Вики, 7 кл. Победители в конкурсе чтецов: Василенко Ирина, Голубова Дарья, - 1 место; Евшель Богдан, Толстун Таня – 2 место; Пронина Юля, Бондарева Вика, Голоденко Семен – 3 место. Кроме этого были отмечены благодарностями десять учащихся. «Они сражались за Родину», «Их труд отмечен Родиной», «Пионеры-герои», «Живая летопись войны», «Награда нашла героя …» - это далеко не полный перечень экскурсий в наш школьный музей подготовленных ребятами из объединения «Следопыт», которым руководит Зубарева Е.И., учитель истории. Особое внимание в нашей школе уделяется освобождению нашего района от немецко-фашистских захватчиков. Традиционно проходит торжественная линейка, а в прошлом году учащимися 7 класса с классным руководителем Головченко И.Н. подготовлено содержательное мероприятие для учащихся 7-9 классов об Острогожско-Россошанской операции. В мультимедийной презентации и исторических сведениях учащимися были восстановлены основные моменты освобождения города Россошь. В этом году исполнилось 20 лет со дня вывода наших войск из Афганистана. Этому знаменательному событию было посвящено мероприятие «Прошедшие сквозь огонь», которое подготовила Зубарева Е.И. 16 февраля. 20 февраля, перед соревнованиями «А ну-ка, парни» ребята посмотрели устный журнал «В огне трех войн», посвященный солдатам, принимавшим участие в Великой Отечественной, Афганской и Чеченской войнах. Это мероприятие, подготовленное заместителем директора по воспитательной работе Н.А. Варавва, было показано и на районном семинаре заместителей директоров по воспитательной работе «Возрождение патриотизма – шаг к возрождению России» 26 февраля. Учащиеся школы продолжают вести шефскую работу над престарелыми, участниками войны села Евстратовка. По традиции этим занимается дружина «Маячок». На сегодняшний день у каждого класса по три подшефных. Ребята посещают их с целью оказания посильной помощи. В этом направлении также ведется постоянный уход за могилами погибших в годы войны на территории села воинов, похороненных на местном кладбище, а также за территорией у памятников, расположенных на территории сельского поселения. В мае этого состоялась уже вторая встреча с ветераном войны Позигун А.В. Вниманию ребят был представлен концерт «Мелодии Победы». По окончании учащиеся поблагодарили выступающих и вручили цветы и сувениры, сделанные своими руками. Кроме общешкольных мероприятий для учащихся подготовлены были и классные часы «Славные имена России» - 10 кл., Новоселова Т.И.; «Горькая память войны» с экскурсией в школьный музей – 6 кл., Зубарева Е.И.; «Солдат из Трептов-парка» - 11 кл., Гриева В.Д.; «Что значит слово «Победа» - 5 кл., Гудушаури С.А. и краткосрочный проект «открытка ветерану» под руководством Смирновой Н.Н., 2 кл. 4. «Культура». Формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, развития индивидуальных способностей осуществлялось через: - работу детских объединений «Буратино», «Юные Россияне», «Сверчки», «Хозяюшка», «Россияне», работу танцевального коллектива «Батька Дон» и театрального кружка при сельском ДК; - воспитание культуры поведения на уроках, внеклассных мероприятиях; - проведение развлекательных мероприятий, концертов, вечеров, дискотек с раскрытием творческих способностей детей. Раскрывать свои таланты дети могут на таких традиционных мероприятиях, как «День учителя», «Осенний бал», «День матери». «Новый год», «День защитника Отечества», мероприятиях, посвященных 8 марта, празднике «За честь школы», Дне семьи», «Празднике, посвященном Дню защиты детей, а также в концертах и творческих конкурсах, проведенных в школе и в сельском КДЦ. Талантливые дети у нас есть. Так в 2007 году ученица 9 класса Гончарова Алина стала победительницей районного конкурса «Мисс Селяночка 2007», а спустя два года наша ученица Самойленко Ольга заняла 2 место в аналогичном конкурсе. Последние несколько лет наши учащиеся становятся победителями районного конкурса патриотической песни: в 2007г. – Самигулина Настя; в 2008г. – Самигулина Настя и Голубова Дарья; в 2009 г. – Голубова Дарья вновь не оставила шансов своим соперникам, завоевав первое место с песней «Господа офицеры» и приняла участие в аналогичном конкурсе в г. Воронеж. В течение года дети могут принять участие в выставках рисунков и плакатов различной тематики, в выставках фотографий. Большое внимание уделяется и эстетике. Так с 2007 года все стенды на первом этаже выполняются в одном стиле, мероприятия, проводимые в актовом зале эстетически оформлены. 5. «Природа». Повышение роли экологического воспитания – одно из приоритетных направлений воспитательной работы школы. Ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью, популяризация экологических знаний, участие детей и подростков в решении экологических проблем – цели этого направления, которые реализовались через: - организацию кружка «Юный эколог» для учащихся 4-6 классов; - участие в экологическом месячнике, в днях защиты от экологической опасности, в акциях «Марш парков», «Зеленые острова», «Родник»; - выпуск газет, выставка рисунков «Окно в природу» и плакатов в защиту природы; - обустройство школьного двора, озеленение классных комнат; организацию экологических походов и экскурсий по родному краю; участие во всевозможных конкурсах, проводимых СЮТиН Большая работа по этому направлению ведется в течение года. Учащиеся школы следят за состоянием своей закрепленной территории школьного двора: вырубают молодую поросль и сухие деревья, выгребают опавшую листву, следят за чистотой своего участка. На территории школы есть клумбы, за которыми тоже ведется постоянный уход. Учащиеся совершают экологические десанты-экскурсии к роднику, следят за порядком на прилегающей территории. Проблемы экологии освещаются на уроках «Мир вокруг нас», внеклассном чтении, биологии, химии, физики, географии, литературы, на классных часах. В начальной школе были подготовлены совместно с родителями операции «Кормушка» и «Дом для пернатых друзей» (кормушки и скворечники развешаны на территории школьного двора). Для учащихся проведены осенние праздники с выставкой «Природа и фантазия» и «Осенние букеты», интеллектуальный конкурс ко Дню воды, линейки ко Дню Земли и линейка открытия экологического месячника. В школе традиционно проходят выставки рисунков по временам года. Дети занимаются фотографированием замечательных уголков природы родного края. В этом году ребята познакомились с прекрасными фотовыставками Плугатыревой Алены. Голубовой Дарьи и Самойленко Ольги. Лучшие их работы были отправлены на станцию юннатов и на областной конкурс фотографий. 6. «Труд». Развитие трудовых навыков и умений детей, содействие юношеству в выборе профессии, участие детей и подростков в общественно значимой деятельности осуществлялось через: - работу органов самоуправления школы – совет дружины, совет Школьной республики науки и культуры и Совет образовательного учреждения; - работу школьной ученической бригады, организацию лагеря труда и отдыха, ремонтной бригады. Второй год подряд учащаяся нашей школы Самойленко Ольга принимала участие в работе областного слета профессионального мастерства ученических производственных бригад, где получила диплом за активное участие (2007г.), а на научно-практической конференции «Юннат-2008» заняла 3 место. - профоринтационную работу - работу с родителями «Профессии, которые выбирают наши дети» и «Выбор профиля на будущий год»; - организацию факультативов, открытие профильных классов; - организацию кружка «Умелые руки»; - благоустройство школьного двора, парка «Победы». 7. «Человек». Сознательная дисциплина, уважение к труду и к людям труда, культура общения, культура речи, экологическая культура, ответственность личности за свои поступки, ее внешний облик – результат нравственного воспитания. Воспитание толерантного отношения к людям, формирование умения противодействовать асоциальным проявлениям, знание правовых норм поведения и руководство ими в повседневной жизни, формирование положительного отношения к учению, развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие личности ребенка – вот основные задачи этого направления. С начальной школы дети знакомятся с символами Российского государства, с правами и обязанностями. Дети постарше изучают историю символики и знакомятся с Конституцией РФ, Декларацией прав человека, Конвенцией о правах ребенка и с законами, которые служат на благо человека. Школа активно принимает участие в районной акции «Закон обо мне и мне о законе», на классных часах для старшеклассников проводится цикл бесед «Я – гражданин России». В целях формирования у учащихся убежденности в демократическом характере Основного Закона Российской Федерации, осознания участниками необходимости и значимости знаний своих прав, свобод и обязанностей в школьной библиотеке была подготовлена выставка литературы «Твое будущее в Законах государства». Были выставлены такие книги как Конституция РФ, сборник Законов РФ, «Ваши права», «Государственная символика России», «По законам добра» и другие. В 5-9 классах проходят родительские собрания, на которых обсуждаются права и обязанности в семье, новое в законодательных актах, касающихся воспитания детей. Тема эта обсуждается и среди родителей учащихся начальной школы. Традиционно школа принимает участие в районной акции «Закон обо мне и мне о Законе». Учителем высшей категории, Василенко Н.Н. подготовлено увлекательное «путешествие по Декларации прав человека» (мультимедийная презентация). В игровой форме, с использованием иллюстраций знакомых всем сказок, дети с большим удовольствием обсуждают статьи Декларации, какие права нарушаются, кто их нарушает. Классными руководителями проводятся такие мероприятия как игра, способствующая формированию знаний об основах одного из пластов общечеловеческой культуры «Права и свободы» (Зубарева Е.И). В игровой форме дети научились различать слова «хочу» и «нуждаюсь», а так же познакомились тремя группами прав и свобод, закрепленными в Конституции РФ. Для учащихся 8-11 классов тоже была подготовлена игра, состоящая из следующих этапов: создаем Конституцию; Принимаем Законы; Строим правовое государство; Следуем букве Закона. Ответственный 9 класс с классным руководителем Варавва Н.А. подготовили для участников игры задания, полезную информацию, а также сценки с целью показать необходимость законного ограничения некоторых прав и свобод, как принимается закон в нашем государстве. Большое внимание в школе уделяется дополнительному образованию. Вот уже на протяжении ряда лет школа тесно сотрудничает с сельским домом культуры. Там для детей работают хореографический и театральный кружки, где учащиеся принимают самое непосредственное участие. Участники театрального кружка принимали участие не только в праздничных мероприятиях села, но и в районном фестивале «Россошанская театральная весна». Туда же были приглашены и участники детского объединения «Буратино» (Кукольный театр. Сминова Н.Н.) с пьеской «Капризка». Коллективы были отмечены грамотами фестиваля. Планируя работу объединений дополнительного образования в школе, мы обращаем внимание на заинтересованность детей, на их запросы. Для всестороннего развития детей мы стараемся охватить как можно больше направлений
(*Общий охват означает, что один ученик может посещать сразу несколько объединений и в каждом он считается) Снижение охвата в объединениях художественно-эстетического направления произошел из-за снижения количества детей, занимающихся в танцевальном коллективе «Батька-Дон». Это обусловлено уходом старшеклассников в другие учебные заведения, а новых участников коллектива мало. Увеличение охвата в физкультурно-оздоровительных секциях и объединениях объясняется тем, что введен Час здоровья для учащихся с ослабленным здоровьем и разделены занятия по секциям «Баскетбол», «Волейбол», «Футбол». Занятия проходят в вечернее время, что и позволило добиться более высокого охвата. Одно из направлений президентской инициативы «Наша новая школа» - разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности, поэтому подготовка к проведению школьных и участие в различного уровня предметных олимпиадах и конкурсах – один из показателей развития школы. В прошедшем учебном году в школе были проведены отборочные туры и победители школьной олимпиады принимали участие в районных олимпиадах, но пока еще нет результатов. Одна из причин – недостаточная интенсивная подготовка, отсутствие системной работы с одаренным учеником, причем эта работа должна начинаться с начальной школы. В целях выявления талантливых, активных, эрудированных учеников, активизации деятельности каждого ученика, третий год подряд в школе проводился конкурс «Ученик года» (в этом учебном году в двух возрастных группах). Главным является, конечно, учеба, только хорошисты и отличники имеют право претендовать на звание лучшего ученика. Критериями является следующее – успеваемость, результативность участия в интеллектуальных, развлекательных мероприятиях, участие в районных, областных конкурсах, наличие портфолио школьника, ведение дневника. Подведение итогов конкурса проходит на празднике «За честь школы», где победителям вручаются почетные грамоты, и подарки – фотоальбомы, книги, ленты победителей. На этом же празднике подводится итог всей работы учащихся. Отмечаются лучшие ученики по классам, самые активные в спортивных, интеллектуальных и развлекательных мероприятиях..
Победителями школьного конкурса «Ученик года стали: 2006-2007 уч.г. -Урывская Наталья (11 кл); Плугатырева Алена (6 кл), Голубова Дарья (4кл); 2007-2008 уч.г. - Плугатырева Алена(7 кл), Ющенко Настя (4кл.) 2008-2009 уч.г. - Плугатырева Алена (8 кл.) и Кирий Ксения(4 кл.). В прошлом году было отмечено снижение количества участников конкурса «Ученик года». В старших классах это было вызвано низкой успеваемостью школьников (к участию в конкурсе допускаются только учащиеся, обучающиеся на «хорошо» и «отлично» в течение всего года). Анализ успеваемости на средней и старшей ступенях обучения показывает: качество знаний хотя и медленно, но улучшается (с23% в 2006г. до 32% в 2008г. и 37% в прошедшем уч.г.) в среднем звене; в 10 – 11 кл., наоборот, понизился с 28% до 22% (в 10-м кл. нет ни одного хорошиста), но в целом по школе отмечается положительная динамика в повышении качества знаний учеников. Для повышения интереса к изучаемым предметам в школе в течение года проходят предметные недели. Форму проведения мероприятий каждый учитель выбирает индивидуально, поэтому в течение года мы можем наблюдать и принимать участие в интеллектуальных играх, виртуальных экскурсиях, конкурсах, викторинах, проводимых учителями-предметниками во время таких недель. В школе третий год действует школьная республика Науки и культуры – орган школьного самоуправления среди средних и старших классов, который координирует работу министерств. Члены ученического самоуправления являются организаторами работы с учащимися по интересам, участвуют в планировании воспитательной работы школы, организуют дежурство по школе, осуществляют связь между классами и органами самоуправления, обеспечивают жизнедеятельность классного коллектива в течение учебного года, оказывают помощь в организации и проведении КТД, смотров, конкурсов, вечеров и дискотек. Представители совета школьной республики представляют ученический коллектив на Совете образовательного учреждения, где решаются различные вопросы, касающиеся образования и деятельности школы. По решению этого органа с 2009-2010 учебного года в школе введена пятидневная рабочая неделя для учащихся с 1 по 8 классы. Все же следует отметить низкую инициативность ребят, несвоевременное исполнение своих обязанностей. На будущее следует руководителями министерств выбирать ребят, которые «горят» этой деятельностью. Тринадцать лет в школе работает пионерская дружина «Маячок», которая входит в районную детскую пионерскую организацию «Радуга». Деятельность ее осуществляется по программе «Радуга» под девизом «Семь цветов у радуги, семь дорог у нас». В 2002 году было создано и объединение начальных классов «Родник», которое работает по программе игры-путешествия «В мир русской народной культуры». Детские объединения отличаются своей активностью в соревновательных мероприятиях, организованностью, подчинению требованиям (единая форма одежды на внеклассных мероприятиях соревновательного характера, эмблемы, речевки, отрядные песни и т.д.), у ребят выработано чувство товарищества. В классах есть действующие классные уголки. В целом работу органов самоуправления за истекший год можно считать удовлетворительной. Еще одно не менее важное направление работы школы – это организация летнего отдыха учащихся. В целях профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности коллектив нашей школы организовывает работу так, чтобы все лето дети могли пребывать в лагерях, организованных при школе, посещать трудовые объединения, или же общаться со сверстниками в сводных уличных отряда.
Анализируя организацию летнего отдыха следует отметить следующее: численность детей в школе снижается, особенно в начальной школе, следовательно, на будущий год следует планировать всего один оздоровительный лагерь, так как на два потока детей в настоящее время недостаточно. Что касается профильных лагерей, то хорошо зарекомендовали себя такие лагеря как «Знаток», «Пластика», «Родник», «Туристенок». Дети посещают занятия с удовольствием и интересом. Руководителям спортивных лагерей следует строить работу своего лагеря интересней, привлекательней для учащихся. Рост числа детей, занятых такими формами, как походы, поездки увеличился за счет того, что в школе есть свой автобус и теперь дети могут выехать на экскурсии в выставочный зал, музеи, в Ледовый дворец, в бассейн или просто в парк «Юбилейный» на аттракционы. Такие поездки нравятся детям, и в будущем эту форму работы следует применять во всех без исключения летних школьных лагерях. Активизация работы сводных уличных отрядов происходит за счет выделения спортивного инвентаря на площадку. В будущем году необходимо продолжить эту практику и снабдить отряды волейбольными сетками. Проводимая работа по реализации всех направлений в рамках Концепции воспитательной деятельности приносит ощутимые результаты. Дети стали активнее участвовать не только в школьных мероприятиях, но и в районных, пробуют силы в областных конкурсах и всероссийских конкурсах.
Таким образом, воспитательная работа в школе в целом сориентирована на разностороннее развитие личности, на приоритетные направления президентской инициативы «Наша новая школа», однако, существуют недостатки воспитательной деятельности и проблемы, которые необходимо обозначить для работы на будущий учебный год: o продолжить профилактическую работу по предупреждению роста числа инфекционных заболеваний в рамках опытно-экспериментальной работы по программе «Здоровье +» o продолжить работу общественного наркопоста и профилактическую работу по программе «Мой выбор»; o добиться более высокого процента охвата в системе дополнительного образования; o разработать и утвердить программу игры-путешествия для младших школьников; o стимулировать работу ученической производственной бригады; o повысить роль общественного управления школой через работу органов ученического самоуправления и Совета образовательного учреждения.
|