ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ
|
|
1. Воспитание в процессе обучения. Внедрение технологий развивающего, личностно ориентированного обучения, игровых, коммуникативных технологий, использование групповых форм работы на уроке, работа в парах постоянного и сменного состава. Уроки здоровья, проведение бесед, различных видов самостоятельных работ. Использование исследовательского, проблемно-поискового методов обучения. Проведение нестандартных уроков (урок-размышление, урок-сказка, урок-дискуссия, урок-выставка, урок-КВН, урок-эксперимент, урок-путешествие, урок-поиск, урок-мастерская, урок-праздник и др.). Создание школьных научных обществ в условиях профильного обучения. 2. Формы внеклассной работы с младшими школьниками. а) Формирование мировосприятия на основе развития познавательного потенциала: - организация кружков, КВН, игр-викторин: «Учиться, чтобы знать», «Азбука знаний» и др.; - проведение бесед по научной организации труда: «Я, минута и знание», «Учись учиться с увлечением», «Как развивать память», «От знаний к будущей профессии», «Поиск нужной книги» и т.д.; - проведение «Недели детской книги»; - создание объединений и клубов любителей книги, клубов любознательных, организация читательских конференций; - игры-беседы «Разгаданные и неразгаданные тайны», «Белые пятна на карте нашей области». б) Формирование мотивационно-ценностного поведения: - нравственное воспитание: деловые игры, сюжетно-ролевые игры по культуре общения, разыгрывание коммуникативных ситуаций «Я и мой класс»; - классные часы, концерты, изготовление подарков, сувениров для ветеранов, малышей детского сада; - проведение цикла этических бесед по культуре поведения « «Как себя вести», «Школа вежливости», «О правилах кошке расскажем немножко», тесты и исследования программы «Я и мы»; - диагностика воспитанности школьников - воспитание гражданственности и патриотизма: - работа по программе «В мир русской народной культуры»; - «символы государства» - беседы, изучение истории; - классные часы, концерты, экскурсии в краеведческий музей, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны; конкурсы чтецов, рисунков, сочинений на патриотическую тему; - экскурсии по селу, городу, району; проектирование будущего своего края; - воспитание культуры труда и формирование первых представлений об экономической культуре: хозяйственно-бытовой труд на закрепленном участке школьного двора, дежурство в классе, школе; - работа по самообслуживанию «Школа – наш дом, мы - хозяева в нем»; - работа по благоустройству школьного двора, изготовление скворечников, организация кружков, экскурсия на предприятия города Россошь и с. Евстратовка; - профилактическая работа по предупреждению пожаров; - организация «Бюро добрых услуг» (помощь по хозяйству одиноким людям, престарелым, инвалидам); - экологическое воспитание: экскурсии, посещение зоосадов, занятия в кружках, проведение викторин на тему природы, работа с фенологическим календарем, внеклассные часы; - праздники «День Птиц», «В гостях у старичка-лесовичка», «Осенний бал», «День Земли», «День воды» и др.; - эстетическое воспитание: экскурсии в музеи, посещение выставок, концертов; занятия в кружках, изостудиях,; работа хорового кружка «Сверчки», кружка «Буратино», «Вязаная игрушка», «Палитра», проведение экскурсий «Самое красивое место нашего села, «Цветы наших полей», «Осенний букет»; - организация работы кукольного театра, выставки работ юных художников; - физическое воспитание: проведение бесед «Как стать сильным и ловким», соревнований «Рыцарский турнир», аттракционов «Снежная крепость», «Снежная эстафета»; - соревнования, подвижные и спортивные игры на динамических паузах, школьные мероприятия «Веселые старты»; участие в спортивных секциях, клубах; - работа по формированию здорового образа жизни; - семейное воспитание: праздники, театрализация на тему семьи, выставки рисунков, поделок (семейные увлечения), «Реклама семейного чтения», «Твой режим дня», «Свободное время», праздник «День семьи», «День матери», составление родословных (генеалогическое дерево), составление рассказов и написание сочинений «Моя семья»; экскурсии на производство к родителям; - игровые семейные конкурсы: «Папа и я - спортивная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек. в) Процессуально-деятельностное направление: - включение младшего школьника в различные виды учебной и внеклассной деятельности; развитие социальной активности личности школьника через индивидуальные и коллективные поручения, формирование качеств лидера, организатора и исполнителя; - создание микроколлективов, введение элементов самоуправления.
3. Формы внеклассной работы с учащимися 5-11 классов а) Формирование мировосприятия на основе развития познавательного потенциала: - использование образовательных программ учебных предметов, возможностей межпредметных связей в воспитательной деятельности; - проведение олимпиад, конкурсов, встреч, библиотечных часов, тематических бесед, декадников по предметам, дней знаний, конференций, клубов по интересам, вечеров, фестивалей, праздников, бесед, классных часов, викторин: «Бал литературных героев», «Тайны пятого океана», игр по развитию логики, памяти, внимания, педагогических тренингов: «Через тернии к звездам», «Путешествие в город наук», аукционов любимых книг, дней фантазеров и изобретателей, «Умники и умницы», «Алфавит»; игр-путешествий «По планетам знаний». б) Формирование мотивационно-ценностного поведения. - нравственное и эстетическое воспитание: - акции милосердия, доброты, помощи нуждающимся– операция «Забота»; - клубы правовых знаний, классные часы по правовой тематике; - кружки по интересам: «Палитра», «Сверчки», «Умелые руки», «Вязаная игрушка», «Буратино»; - конференции, диспуты, беседы о гуманизме и нравственности; часы и уроки раздумий о милосердии и доброте, проведение тестирования и диагностики воспитанности; - диспуты: «Говорят, о любви все сказано», «Чью старость ты утешил?», «О красоте, моде и хорошем вкусе»; - вечера, праздники, дисковечера: «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть», «Что в имени твоем», «Бабушки и внучки», «Согрей теплом души своей», праздник благодарности «Чувство милосердия вечно. Оно старо, как мир, в котором мы живем», «Праздник за честь школы», акция «Подарок школе»; - организация работы с подростками, состоящими на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, на внутришкольном учете, и с родителями; - организация работы по профилактике асоциальных явлений в подростковой среде; - активизация работы по развитию толерантности, преодолению ксенофобии (школьные гражданские форумы по проблемам толерантности); - привлечение работников правоохранительных органов, общественности к организации мероприятий; - воспитание гражданственности, патриотизма: - воспитание гражданского и патриотического сознания детей и молодежи (областной конкурс социальных проектов «Гражданин Воронежского края - гражданин России», конкурс патриотической песни, конкурсы творческих работ детей и др.), участие в районных фестивалях и конкурсах; - активизация работы по военно-патриотическому воспитанию; физическое и психологическое развитие будущих воинов; развитие интереса юношей к военной профессии, военной технике, военно-прикладным видам спорта; стимулирование их участия в спартакиадах по военно-прикладным видам спорта, военно-патриотических играх «Зарница»; - организация работы по созданию патриотических объединения школьников, поисковых клубов, школьных музеев как центров патриотического воспитания; - проведение торжественных мероприятий с активным использованием государственной символики, возрождение традиций, гражданских и патриотических ритуалов - приобщение к богатствам российской культуры; - проведение акций «Земля – мой дом», «Забота», «Деревенька моя»; - организация клуба «Патриот»; - проведение вечеров «Знай свое Отечество», «Родина в стихах русских поэтов», «Стоки опаленные войной», «Памяти Нины Паляничко посвящается»; - организация военно-спортивных праздников: «А ну-ка, парни», «Когда поют солдаты»; - шефство над домами участников Великой Отечественной войны, уход за могилками погибших воинов на кладбище с. Евстратовка, за памятниками погибшим воинам в парке сельского ДК; - встречи с участниками ВОВ, офицерами и военнослужащими Российской армии, курсантами военных институтов и училищ, уроки мужества «Бессмертен твой подвиг, мой город родной»; - проведение игр, конкурсов, олимпиад, диспутов «Орден в доме твоем», «Мы – россияне», фольклорный праздник «Масленица», «Завалинка», «Рождественский вечер», «Евстратовские посиделки», - воспитание основ экономической культуры и культуры труда: - беседы, встречи, экскурсии по проблемам «Основы экономических знаний», «Культура труда», профориентационная работа; - встречи с представителями различных профессий, экскурсии на предприятия, в учреждения, общественно полезная трудовая деятельность, формы самообслуживания, трудовые десанты, работа в лагерях труда и отдыха, шефская деятельность, вечера встреч с интересными людьми, выставки, ярмарки-продажи поделок, сувениров; - экологическое воспитание: - КТД «Экологический марафон», праздники, игры, конкурсы «Экологическая биржа», биологический, зоологический КВН, «Осенний лабиринт», экологическая игра «Лесной детектив», урок доброты «Мы в ответе за тех, кого приручаем», конкурс «Сберечь себя для России – и Россию для себя», праздник урожая «Осень-дарительница»; - познавательная викторина «Экологический бумеранг»; - санитарно-гигиенические и оздоровительные занятия; - выездные мероприятия, - экологические акции, движения, операции: «Зеленые острова», «Марш парков», «Живи, родник», «Вторая жизнь пластиковой бутылки», «Зеленый наряд моего класса», социальный проект «Пляж», «Школьный сад - кружок «Юный эколог»; - выставки собак, кошек, других домашних животных, птиц, цветов и др.; - физическое воспитание: - спортивные соревнования, дни здоровья, праздники спорта, урок здоровья, медицинский лекторий «Даем бой курению», «Вредные привычки и как от них избавиться», «Вредным привычкам скажем НЕТ», выставка плакатов, рисунков и запрещающих знаков; - просмотр фильмов «Подросток и алкоголь», «Подросток и курение», «Сеть», «Каждый рассвет – он единственный»; - военно-спортивные праздники; - туристические походы; спортивные и военно-спортивные праздники, «Крос наций», «Старты надежд», «А ну-ка, парни!», «Браво, мальчишки», шахматно-шашечный турнир , посвященный А.А. Шаповалову; - игры в шашки, шахматы, настольный теннис, соревнования по волейболу, баскетболу, зимним видам спорта; - туристические слеты, соревнования, игры; - викторина «Красный. Желтый. Зеленый», выполнение социального проекта «Дорожная азбука»; - викторина «Огонь – друг, огонь – враг»; - малые олимпийские игры; - организация совместной деятельности с учреждениями здравоохранения, привлечение медперсонала к организации мероприятий; - семейное воспитание: - родительская неделя (изучение семьи и ее родословной); - совместные спортивные мероприятия (учителя – дети – родители); - совместные мероприятия художественного плана (учителя – дети – родители); - классные часы, литературные беседы по темам: дружба, любовь, товарищество, семья; - конкурс сочинений «Я боготворю своего отца», «О матери можно говорить бесконечно» - родительский лекторий; - день открытых дверей. в) Процессуально-деятельностное направление: - включение учащихся в различные виды учебной и внеучебной деятельности; - создание системы самоуправления в коллективе; развитие социальной активности обучаемого.
|