Игра-путешествие «В мир русской народной культуры» |
|
Цель игры-путешествия: v Ввести детей в мир русской народной культуры; v Способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы, любовь к родной земле, трудолюбие, милосердие). Задачи игры-путешествия: v Создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника; v Развитие любознательности и познавательного интереса учащихся; v Воспитание у детей уважительного и бережного отношения к своему прошлому, к истории и культуре своего народа; v Создание условий для формирования классного коллектива и развития личности в нем. Предмет изучения в ходе игры-путешествия: v Народные детские игры, песни, загадки, приметы, обряды и обычаи, декоративно-прикладное искусство, одежда, народная медицина, кухня. Структура игры-путешествия: Игра-путешествие рассчитана на четыре года. В течение их дети познакомятся с тем, как наши предки понимали мир, окружающий человека, и свое место в этом мире. Каждый класс имеет свою программу. Они таковы: v 1 класс. Программа «Зачин дело красит» Программа этого года является пропедевтической. Она вводит ребенка в круг проблем последующих трех лет игры-путешествия: человек и природа; человек и семья; человек и родная земля. Через знакомство с народной культурой постигаются нравственные и эстетические ценности своего народа. v 2 класс. Программа «Человек и природа» Путешествие по временам года. Связь жизни человека и природы. Представления наших предков об окружающем мире, воплощенные в обрядах, обычаях, устном народном творчестве, предметах быта. v 3 класс. Программа «Человек и его семья» 1 раздел: Мир крестьянского дома. Дом и мир. Знакомство с устройством крестьянского дома и подворья. Вещи, окружающие человека. Деревня, село. 2 раздел: Жизнь человека в доме и в мире. В центре внимания семейный уклад, обряды, обычаи, сопровождающие человека от рождения до смерти. v 4 класс. Программа «Человек и история его народа» 1 раздел: «В каждом посаде в своем наряде». Многообразие культурных традиций России и культура своего края. Предмет изучения – народный костюм и песня. 2 раздел: «Не продажное, а заветное». Образ русского человека через историю его семьи. 3 раздел: «Откуда русская земля стала есть…» История России в произведениях древнерусской литературы, в устном народном творчестве. Своеобразие русских городов, история своего края. Правила игры-путешествия: v Получите маршрутный лист. v Проведите в классе сбор-старт, где каждый ученик (группа) выберет для себя задание. v Выполните все задания. v Занесите в дневник путешествия все, что узнали и увидели. v Подведите итоги. Назовите самых активных, добросовестных, старательных. v Расскажите о проделанном пути и передайте дневник путешествия в штаб игры. v Получите новый маршрутный лист. v В конце года вас ждет конкурс на звание «знаток русской народной культуры». v Преодолеть все трудности вам помогут книги, встречи с интересными людьми, ваши родители, дедушки и бабушки, старшие товарищи.
Программа Игры-путешествия для учащихся первого класса «Зачин дело красит»
1 раздел. В гостях у матушки-природы. «О чем рассказала рябинка». Рассказ о начале игры. Знакомство с правилами игры, с тем, что предстоит сделать. Понятие о народной культуре. Узнаем, каким наши предки видели мир вокруг себя. Вводное занятие: совершаем прогулки, ищем приметы осени в природе, собираем природный материал, рисуем осенний парк. «Бабушка рассказывает» Собираем с родителями пословицы, поговорки, приметы об осени; понравившиеся записываем и оформляем рисунками в самодельной книжке. «Что осенью соберешь, с тем и зиму проживешь» Участвуем в подготовке и проведении утренника «Здравствуй, осень золотая»; Готовим поделки из природного материала, готовим выставку «Дары осени», «Природа и фантазия». «Невелика птичка-синичка, и та свой праздник помнит» (Зиновий-синичник – 12 ноября) Мастерим с родителями кормушки для птиц. Подведение итогов 1 этапа путешествия.
2 раздел. «Зима на мороз, а мужик на праздники». Сказочная слобода. Читаем сказки о животных (разных народов), сравниваем, ищем общее. Расспрашиваем родителей о сказках их детства. В гостях у мастеров глиняной игрушки знакомимся с этим древним промыслом. Народный праздник «Коляда» Слушаем рассказ об этом празднике. Разучиваем колядки, учимся величать всю семью. Готовим вместе с родителями маски, елочные украшения. Записываем в самодельной книжке колядки. Разыгрываем обряд колядования (колядуем у родственников, соседей, одноклассников). 3 раздел. «Тепло домашнего очага». «Человек без роду – что дерево, без корней» Изучаем родословную, расспрашиваем родителей, родственников об истории рода, знакомимся с традициями семьи. «Семейный сад». Выставка в классе. Представляем свое дерево рода (можно семейные фотографии). По желанию можно провести экскурсию в этом саду. «Молодецкие забавы». Игротека на свежем воздухе. Строим горку, катаемся на санках с горы, лепим снежную крепость и «берем её». Подводим итоги этого этапа. 4 раздел. Сокровища бабушкиного короба. Мастера и умельцы. Узнаем у родителей о промыслах нашего края, чем занимались наши бабушки, дедушки. Город мастеров. Учимся рукоделию дома, на уроках труда, в кружке «Сказка из глины». Мамин праздник. Участвуем в подготовке и проведении праздника для мам, делаем сувениры. Подводим итоги игры.
Программа Игры-путешествиядля учащихся второго класса «Человек и природа»
1 раздел. Осень. «Мир глазами наших предков» Рассказ о начале игры. Знакомимся с понятием народной культуры, с правилами игры, с тем, что предстоит сделать. Знакомство (вводное) с тем, как жили наши предки, какими видели мир вокруг себя. Спортивный праздник. Разучивание русских народных игр на уроках физкультуры. Участие в «Дне здоровья». «Осенние вечерки». Знакомимся с народными праздниками осени. Спрашиваем у родителей, как этот праздник отмечался раньше. Записываем народные приметы и оформляем самодельный народный календарь «Осень». «Тетушка Арина рассказывает». На уроках внеклассного чтения знакомимся с устным народным творчеством (Прибаутками, шутками, пословицами, поговорками, загадками). Что рассказывают они о жизни людей в далеком прошлом? Мастерская детских народных игрушек. На уроках труда и ИЗО, на занятиях кружка «Сказка из глины» знакомимся с народной игрушкой. Игрушка как символ представлений о мире. Техника исполнения. Готовим поделки из природного материала. Подводим итоги игры. 2 раздел. Зима. «В гостях у Василисы Премудрой». Викторина по русским народным сказкам. Что рассказывают они о жизни наших предков? «Готовимся к зимним святкам». Знакомимся с праздником. В школе и дома разучиваем колядки. Готовим украшение класса, школы, подарки, костюмы для новогоднего праздника. «Прощай, Масленица». Готовимся к Масленице: разучиваем народные песни, приговоры, участвуем в конкурсе фигур из снега, в спортивных состязаниях. Проводим классный час-дегустацию блинов приготовленных совместно с родителями и угощаем друг друга. Слушаем рассказ о символическом значении блинов. Подводим итоги игры. 3 раздел Весна. «Великий пост всем прижмет хвост» Уроки и обычаи Великого поста «В гостях у Леля». Музыкальная гостиная. Слушаем концерт русских народных инструментов. Знакомимся с этими инструментами. Слушаем и сами поём русские народные песни. На уроках музыки разучиваем весенние заклички. Печём жаворонков. Поём заклички для весны. Наряжаем деревья «путами». Закликаем весну. Подведение итогов игры в классе. Заключительный праздник: «Прощай, Весна, здравствуй, Лето красное!»
ПРОГРАММА Игры-путешествия для учащихся третьих классов «Человек и семья»
1 раздел. Мир крестьянского дома. « Что нам стоит дом построить» Старт игры-путешествия. Знакомство с маршрутом путешествия. Через загадки, пословицы вспоминаем, как устроен крестьянский дом с подворьем. «Худо тому, у кого пусто в дому» Знакомимся с интерьером и утварью крестьянского дома. Магическая, охранительная роль украшений, их символика. «Волшебный мир ремесел». Знакомство с гончарным производством. (На уроках труда и занятиях кружка «Сказка из глины»). Пробуем свои силы в изготовлении поделок из доступных материалов. «Ходи, Бука, под сарай, коням сена задавай». Мифические существа – домашние духи. Обряды и обычаи, связанные с ними. Дома узнаем обычаи и обряды, связанные со строительством дома, с переездом, с защитой от злых духов. Оформляем самодельную книжку «Обычаи и обряды наших бабушек». Подводим итоги игры. 2 раздел. Жизнь человека в доме и мире. «Шурин, сват, брат…» Термины родства и своиства. Обряды и обычаи взаимоотношений. «Вся семья вместе – так и душа на месте» Урок этической грамматики. Внутренний строй большой семьи. Место в нем каждого. «Семейно-бытовые обряды» Обряды, связанные с выбором имени. Крещение, заговоры, обряды, связанные с принятием ребенка в дом, семью. «Хожу и гуляю вдоль по хороводу…» Играем в хороводные игры. Узнаем дома, как строились взаимоотношения между девушками и парнями. Подводим итоги игры. Участвуем в конкурсе знатоков народной культуры.
Программа Игры-путешествия для учащихся четвертого класса «Человек и родная земля» 1 раздел. Многообразие культуры России и культура Воронежского края. «Где жить, тем и слыть» Старт игры-путешествия. Знакомство с маршрутом. Заглянем в историю Воронежского края. Вспомним имена известных людей, связанные с Воронежской землей. «Мастерская Марьи-искусницы». Знакомимся с костюмом своего края. Участвуем в конкурсе на лучшую модель русского народного костюма. Это может быть эскиз-панно, одежда для куклы, головной убор, образец вышивки, элемент отделки костюма. Работаем дома, на уроках ИЗО и труда. Выпускаем книжки-малышки с рассказами о деталях, украшениях костюма. Группы представляют свои работы, организуется выставка работ в классе. Проводится викторина. «В гостях у Леля» Читаем и слушаем былины, песни. Знакомимся с разными жанрами песенного искусства (солдатские, частушки, свадебные и др.). Подводим итоги игры. 2 раздел «Не продажное, а заветное». «Моя семья» Клуб интересных встреч. На классных часах, «огоньках» организуем встречу с родителями. Тема встречи «Семья в истории Отечества». Творческая мастерская. Готовим фоторепортажи, рисунки, сочинения, родословные таблицы, рассказы об истории фамилии и т.д. Тема: «Моя семья в истории страны». Выставка работ в классе. Подведение итогов игры. 3 раздел. «Откуда Русская земля стала есть…» Заочное путешествие по русским городам. Воронеж, Москва, Новгород и др. Знакомимся с преданиями и легендами об истории этих городов. Отличительные черты каждого города, имена славных людей, связанные с этими городами. «Люби и знай родной свой край» Заочное путешествие по Россоши (знакомство с происхождением названия города, улицы города, известные люди города, герои ВОВ, предприятия города и т.д.) Посещение краеведческого музея, экскурсии по городу. Моя Евстратовка. История села. Известные люди села. Орденоносцы ВОВ. Улицы нашего села. Посещение музея с. Евстратовка. Участие в конкурсе знатоков народной культуры. Подведение итогов игры. |