Игра-путешествие

«В мир русской народной культуры»

 

Цель игры-путешествия:

 v     Ввести детей в мир русской народной культуры;

v     Способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы, любовь к родной земле, трудолюбие, милосердие).

 Задачи игры-путешествия:

 v     Создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника;

v     Развитие любознательности и познавательного интереса учащихся;

v     Воспитание у детей уважительного и бережного отношения к своему прошлому, к истории и культуре своего народа;

v     Создание условий для формирования классного коллектива и развития личности в нем.

 Предмет изучения в ходе игры-путешествия:

 v     Народные детские игры, песни, загадки, приметы, обряды и обычаи, декоративно-прикладное искусство, одежда, народная медицина, кухня.

 Структура игры-путешествия:

      Игра-путешествие рассчитана на четыре года. В течение их дети познакомятся с тем, как наши предки понимали мир,  окружающий человека, и свое место в этом мире. Каждый класс имеет свою программу. Они таковы:

 v     1 класс. Программа «Зачин дело красит»

 Программа этого года является пропедевтической. Она вводит ребенка в круг проблем последующих трех лет игры-путешествия: человек и природа; человек и семья; человек и родная земля. Через знакомство с народной культурой постигаются нравственные и эстетические ценности своего народа.

 v     2 класс. Программа «Человек и природа»

 Путешествие по временам года. Связь жизни человека и природы. Представления наших предков об окружающем мире, воплощенные в обрядах, обычаях, устном народном творчестве, предметах быта.

 v     3 класс.  Программа «Человек и его семья»

 1 раздел:  Мир крестьянского дома. Дом и мир.

Знакомство с устройством крестьянского дома и подворья. Вещи, окружающие человека. Деревня, село.

2 раздел:   Жизнь человека в доме и в мире.

В центре внимания семейный уклад, обряды, обычаи, сопровождающие человека от рождения до смерти.

   v     4 класс. Программа «Человек и история его народа»

 1 раздел:  «В каждом посаде в своем наряде».

Многообразие культурных традиций России и культура своего края. Предмет изучения – народный костюм и песня.

2 раздел«Не продажное, а заветное».

Образ русского человека через историю его семьи.

3 раздел:  «Откуда русская земля стала есть…»

История России в произведениях древнерусской литературы, в устном народном творчестве. Своеобразие русских городов, история своего края.

 Правила игры-путешествия:

v     Получите маршрутный лист.

v     Проведите в классе сбор-старт, где каждый ученик (группа) выберет для себя задание.

v     Выполните все задания.

v     Занесите в дневник путешествия все, что узнали и увидели.

v     Подведите итоги. Назовите самых активных, добросовестных, старательных.

v     Расскажите о проделанном пути и передайте дневник путешествия в штаб игры.

v     Получите новый маршрутный лист.

v     В конце года вас ждет конкурс на звание «знаток русской народной культуры».

v     Преодолеть все трудности вам помогут книги, встречи с интересными людьми, ваши родители, дедушки и бабушки, старшие товарищи.

   

Программа

Игры-путешествия

для учащихся первого класса

«Зачин дело красит»

 

1 раздел.   В гостях у матушки-природы.

      «О чем рассказала рябинка». 

Рассказ о начале игры. Знакомство с правилами игры, с тем, что предстоит сделать. Понятие о народной культуре. Узнаем, каким наши предки видели мир вокруг себя. Вводное занятие: совершаем прогулки, ищем приметы осени в природе, собираем природный материал, рисуем осенний парк.

       «Бабушка рассказывает»

 Собираем с родителями пословицы, поговорки, приметы об осени; понравившиеся записываем и оформляем рисунками в самодельной книжке.

       «Что осенью соберешь, с тем и зиму проживешь»

 Участвуем в подготовке и проведении утренника «Здравствуй, осень золотая»; Готовим поделки из природного материала, готовим выставку «Дары осени», «Природа и фантазия».

        «Невелика птичка-синичка, и та свой праздник помнит»

 (Зиновий-синичник – 12 ноября) Мастерим с родителями кормушки для птиц.

 Подведение итогов 1 этапа путешествия.

 

2 раздел.  «Зима на мороз, а мужик на праздники».

        Сказочная слобода.

 Читаем сказки о животных (разных народов), сравниваем, ищем общее. Расспрашиваем родителей о сказках их детства. В гостях у мастеров глиняной игрушки знакомимся с этим древним промыслом.

         Народный праздник «Коляда»

 Слушаем рассказ об этом празднике. Разучиваем колядки, учимся величать всю семью. Готовим вместе с родителями маски, елочные украшения. Записываем в самодельной книжке колядки. Разыгрываем обряд колядования (колядуем у родственников, соседей, одноклассников).

 3 раздел.  «Тепло домашнего очага».

        «Человек без роду – что дерево, без корней»

 Изучаем родословную, расспрашиваем родителей, родственников об истории рода, знакомимся с традициями семьи.

        «Семейный сад».

 Выставка в классе. Представляем свое дерево рода (можно семейные фотографии). По желанию можно провести экскурсию в этом саду.

        «Молодецкие забавы».

 Игротека на свежем воздухе. Строим горку, катаемся на санках с горы, лепим снежную крепость и «берем её». Подводим итоги этого этапа.

 4 раздел.  Сокровища бабушкиного короба.

        Мастера и умельцы.

 Узнаем у родителей о промыслах нашего края, чем занимались наши бабушки, дедушки. 

        Город мастеров.

 Учимся рукоделию дома, на уроках труда, в кружке «Сказка из глины».

         Мамин праздник.

 Участвуем  в подготовке и проведении праздника для мам, делаем сувениры.

Подводим итоги игры.     

 

Программа

Игры-путешествия

для учащихся второго класса

«Человек и природа»

 

 

1 раздел.  Осень.

        «Мир глазами наших предков»

 Рассказ о начале игры. Знакомимся с понятием народной культуры, с правилами игры, с тем, что предстоит сделать.

Знакомство (вводное) с тем, как жили наши предки, какими видели мир вокруг себя.

         Спортивный праздник.

 Разучивание русских народных игр на уроках физкультуры. Участие в «Дне здоровья». 

        «Осенние вечерки».

 Знакомимся с народными праздниками осени. Спрашиваем у родителей, как этот праздник отмечался раньше. Записываем народные приметы  и оформляем самодельный народный календарь «Осень».

        «Тетушка Арина рассказывает».

На уроках внеклассного чтения знакомимся с устным народным творчеством (Прибаутками, шутками, пословицами, поговорками, загадками). Что рассказывают они о жизни людей в далеком прошлом?

       Мастерская детских народных игрушек.

 На уроках труда и ИЗО, на занятиях кружка «Сказка из глины» знакомимся  с народной игрушкой. Игрушка как символ представлений о мире. Техника исполнения. Готовим поделки из природного материала.

 Подводим итоги игры.

 2 раздел.  Зима.

        «В гостях у Василисы Премудрой».

 Викторина по русским народным сказкам. Что рассказывают они о жизни наших предков?

      «Готовимся к зимним святкам». 

Знакомимся с праздником. В школе и дома разучиваем колядки. Готовим украшение класса, школы, подарки, костюмы для новогоднего праздника.

       «Прощай, Масленица». 

Готовимся к Масленице: разучиваем народные песни, приговоры, участвуем в конкурсе фигур из снега, в спортивных состязаниях. Проводим классный час-дегустацию блинов приготовленных совместно с родителями и угощаем друг друга. Слушаем рассказ о символическом значении блинов.

Подводим итоги игры.

 3 раздел Весна.

 «Великий пост всем прижмет хвост»

  Уроки и обычаи Великого поста

 «В гостях у Леля». Музыкальная гостиная.

  Слушаем концерт русских народных инструментов. Знакомимся с этими инструментами. Слушаем и сами поём русские народные песни. На уроках музыки разучиваем весенние заклички.

Печём жаворонков. Поём заклички для весны. Наряжаем деревья «путами». Закликаем весну.

Подведение итогов игры в классе.

Заключительный праздник: «Прощай, Весна, здравствуй, Лето красное!»

  

ПРОГРАММА

Игры-путешествия

для учащихся третьих классов

«Человек и семья»

 

1 раздел. Мир крестьянского дома.

 « Что нам стоит дом построить»

 Старт игры-путешествия. Знакомство с маршрутом путешествия. Через загадки, пословицы вспоминаем, как устроен крестьянский дом с подворьем. 

«Худо тому, у кого пусто в дому»

 Знакомимся с интерьером и утварью крестьянского дома. Магическая, охранительная роль украшений, их символика.

 «Волшебный мир ремесел». 

Знакомство с гончарным производством. (На уроках труда и занятиях кружка «Сказка из глины»). Пробуем свои силы в изготовлении поделок из доступных материалов.  

«Ходи, Бука, под сарай, коням сена задавай». 

Мифические существа – домашние духи. Обряды и обычаи, связанные с ними. Дома узнаем обычаи и обряды, связанные со строительством дома, с переездом, с защитой от злых духов.

Оформляем самодельную книжку «Обычаи и обряды наших бабушек».

Подводим итоги игры.

2 раздел.   Жизнь человека в доме и мире.

 «Шурин, сват, брат…»

 Термины родства и своиства. Обряды и обычаи взаимоотношений.

 «Вся семья вместе – так и душа на месте»

 Урок этической грамматики. Внутренний строй большой семьи. Место в нем каждого. 

«Семейно-бытовые обряды» 

Обряды, связанные с выбором имени. Крещение, заговоры, обряды, связанные с принятием ребенка в дом, семью.

 «Хожу и гуляю вдоль по хороводу…»

 Играем в хороводные игры. Узнаем дома, как строились взаимоотношения между девушками и парнями. 

Подводим итоги игры. Участвуем в конкурсе знатоков народной культуры.

 

Программа

Игры-путешествия

для учащихся четвертого класса

«Человек и родная земля»

 1 раздел. Многообразие культуры России и культура Воронежского края.

 «Где жить, тем и слыть»

 Старт игры-путешествия. Знакомство с маршрутом.

Заглянем в историю Воронежского края. Вспомним имена известных людей,

связанные  с Воронежской землей.

 «Мастерская Марьи-искусницы». 

Знакомимся с костюмом своего края. Участвуем в конкурсе на лучшую модель русского народного костюма. Это может быть эскиз-панно, одежда для куклы, головной убор, образец вышивки, элемент отделки костюма. Работаем дома, на уроках ИЗО и труда.

Выпускаем книжки-малышки с рассказами о деталях, украшениях костюма.

Группы представляют свои работы, организуется выставка работ в классе. Проводится викторина.

 «В гостях у Леля»

 Читаем и слушаем былины, песни. Знакомимся с разными жанрами песенного искусства (солдатские, частушки, свадебные и др.).

Подводим итоги игры.

 2 раздел «Не продажное, а заветное».

 «Моя семья» Клуб интересных встреч.

 На классных часах, «огоньках» организуем встречу с родителями. Тема встречи «Семья в истории Отечества». 

Творческая мастерская.

 Готовим фоторепортажи, рисунки, сочинения, родословные таблицы, рассказы об истории фамилии и т.д. Тема: «Моя семья в истории страны».

Выставка работ в классе.

Подведение итогов игры.

3 раздел. «Откуда Русская земля стала есть…»

 Заочное путешествие по русским городам.

 Воронеж, Москва, Новгород и др. Знакомимся с преданиями и легендами об истории этих городов. Отличительные черты каждого города, имена славных людей, связанные с этими городами. 

«Люби и знай родной свой край»

 Заочное путешествие по Россоши (знакомство с происхождением названия города, улицы города, известные люди города, герои ВОВ, предприятия города и т.д.)

Посещение краеведческого музея, экскурсии по городу. 

Моя Евстратовка.

История села. Известные люди села. Орденоносцы ВОВ. Улицы нашего села.

Посещение музея с. Евстратовка.

Участие в конкурсе знатоков народной культуры.

Подведение итогов игры.

назад

Hosted by uCoz