ПОЛОЖЕНИЕ

о перечне компетентностей и процедур подтверждения уровня  сформированности у учащихся МОУ Евстратовская СОШ Россошанского муниципального района Воронежской области

 

 

Согласовано

на Совете образовательного учреждения

09.12.09г.

О.Н. Радинская

 

Утверждаю

11.11.09г.

Директор школы

О.А. Брюханова

 

 

 

I Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в рамках реализации комплексного плана формирования и реализации современной модели образования на 2009 – 2012 годы и на плановый период до 2020 года, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р, реализации Национальной президентской образовательной инициативы «Наша новая школа» и регламентирует перечень компетентностей учащихся и процедур подтверждения уровня их сформированности.

1.2. Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

II Цели и основные задачи

определения перечня компетентностей учащихся.

2.1. Целью введения понятия образовательных компетенций в нормативную и практическую составляющую образования является возможность решать типичную проблему, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Содержательная характеристика личностного развития позволяет заключить, что учащиеся должны обладать качествами,

способствующими выполнению ими в будущем многообразных видов социально-профессиональной деятельности. Именно эти качества обусловливают формирование компетентной личности  в современном мире.

2.2. Основной задачей определения перечня образовательных компетентностей учащихся является регламентация комплексных процедур, в которых для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер.

Проектируемое на данной основе образование будет обеспечивать не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.

III Основные понятия

3.1. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

3.2. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

IV. Перечень ключевых компетентностей учащихся

Учитывая  социально- экономическую  ситуацию в стране   и специфику  образования  в нашей  школе мы  выделили  следующие  предпочтительные  компетенции, которыми  должны вооружить  выпускника:

-    Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования

соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

 

-      Компетенции личностного самосовершенствования

направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической

грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

-        Социальные компетенции – способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и улучшении структур самоуправления;

-        Межкультурные компетенции, толерантность  - умение жить в многокультурном обществе, уважать людей других национальностей, вероисповеданий, языков, уметь препятствовать климату нетерпимости;

-        Коммуникативные  компетенции – умение свободно, доступно,  логично,  доказательно  излагать свои  мысли, терпимость к чужой точке зрения, умение слушать и слышать, формирование потребности в языковой культуре, умение владеть ИЯ на уровне функциональной грамотности;

-        Информационные компетенции -  владение новыми технологиями, обеспечение компьютерной грамотности, умение владеть телекоммуникационными средствами ( электронная почта, Интернет), способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ  информации и рекламе.

 

V. Требования и критерии оценки уровня компетентности учащегося

 

Для оценки учебно-познавательных и личностных компетентностей самосовершенствования приведены показатели их освоения на входе (качественное изменение по сравнению с предыдущим уровнем) и на выходе (увеличение доли самостоятельности учащегося, или усложнение того способа деятельности, владение которым он должен продемонстрировать).

Предполагается, что первый уровень осваивается учащимся  в начальной школе, второй – в 5-7 классах, третий – в 8-9 классах, четвертый – на старшей ступени.

Объектами оценки являются портфолио деятельности учащегося, которое заводится с момента поступления учащегося в школу, а также карта развития компетентностей. На основе данных, заносимых в предложенные документы в конце каждой четверти заполняется сводная таблица развития компетентностей на каждого учащегося:

 

Развитие компетентностей обучающегося

Фамилия, имя обучающегося _________________________________

Дата заполнения ____________________________________________

Таблица 1.

Показатели развития компетентностей обучающегося

Готовность к  бучению в школе младших детей

Степень обученности и обучаемости  

на I,II ступени

Мотивация учения

Развитие познавательных интересов  и сформированность ОУУН .

 

Учебно-

познавательные компетенции

 

 

 

 

 

Компетенции личностного

самосовершенство-вания

 

 

 

 

 

Таблица 2

Социальные компетенции

Межкультурные компетенции, толерантность  

Коммуникативные  компетенции

Информационные

компетенции

 

 

 

 

 

Учитель и классный руководитель на  основе  наблюдения заполняют  таблицы 1 и 2 соответственно на каждого ученика и  класса  в  целом, оценивая их в балльной системе:

0 – навык не сформирован;

1-     навык недостаточно сформирован;

2-      навык сформирован достаточно для учебной деятельности в рамках данного курса, данного этапа обучения.

 

 

Hosted by uCoz