Образовательная программа |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание воспитательной работы. Воспитательная система школы создает условия для самоопределения, саморазвития, самореализации личности. В процессе творческой деятельности происходит формирование активной гражданской позиции. Модель будущего выпускника школы – здоровая, конкурентоспособная, творчески развитая, самостоятельная, социально ориентированная личность, способная строить достойную человека жизнь: · Умеющая сделать сознательный жизненный выбор в пользу творческого самоопределения; · Умеющая адекватно оценивать свои познавательные возможности и ставить посильную творческую задачу; · Умеющая продуктивно общаться на уровне приобретенного опыта, знаний; · Знающая свои реальные профессиональные предрасположенности; · Умеющая делать аргументированный, сознательно мотивированный выбор в процессе профессионального самоопределения. Воспитательная работа строится на следующих принципах: Принцип гуманистического воспитания. Дети, как и педагоги, субъект воспитательной системы. Важнейшее условие эффективности воспитательного процесса – объединение детей и взрослых в единый коллектив, а главный критерий – развитие личности ребенка Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать его стремление к проявлению и развитию природных и приобретенных возможностей. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося. Программы деятельности должны быть рассчитаны не на массу, а на конкретного человека с его интересами, взглядами, жизненной позицией. Необходимо не только учитывать особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему формированию. Каждый член коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в деятельности, общении и отношениях. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе, школе, способствовать формированию и обогащению этого опыта. Межсубъектный характер взаимоотношений должен преобладать в школьном сообществе. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, форм и способов организации учебно-воспитательнгого процесса и жизнедеятельности в классе и школе. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать особенности учащегося и уникальность группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о сильных сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности стимулирует ребенка на дальнейшее самосовершенствование. Принцип комплексного подхода. Следует так организовать деятельность учащихся, чтобы в ней человек раскрывался с разных сторон и развивал свои личностные качества. Необходимо воспитывать и развивать какие-либо качества ребенка в комплексе, а не по очереди. Принцип доверия и поддержки. Необходимо обогатить педагогическую деятельность гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. вера в ребенка, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация определяет успех обучения и воспитания ребенка. Процесс воспитания заключается во взаимодействии сторон воспитания (ученик-учитель-родители) с целью создания условий для развития ребенка. Процесс воспитания проходит в двух направлениях: 1) Организация свободного времени после уроков, включение ребенка в разнообразную деятельность (походы, КТД, экскурсии, вечера, конкурсы и система дополнительного образования) 2) Передача культуры (культуры поведения, общения, познания, саморазвития, самопознания, самореализации и т.д.) Воспитывающая среда школы - это совокупность межличностных отношений, норм поведения, которые принимаются и поддерживаются самими школьниками и оказывают влияние на развитие личности.ВОПИТЫВАЮЩАЯ СРЕДА ШКОЛЫ: Ø Нравственные нормы и нормы поведения в «Кодексе чести ученика» и правилах поведения школьника; Ø Классный и общешкольный коллектив; Ø Содружество учителей-учеников-родителей; Ø Ученическое самоуправление – Совет дружины, Совет старшеклассников, Совет школьной республики науки и культуры, Совет школы. Ø Сотрудничество с ИММиФ, КДЦ с. Евстратовки, сельской библиотекой, базовым хозяйством ООО «Восток – Агро». Воспитывающая деятельность в школе направлена на создание условий для развития личности ученика, для формирования позитивной позиции ребенка к окружающим и к себе (позитивная самооценка). Основные черты воспитывающей деятельности школы: открытость, динамичность, целостность, разнообразие, сотрудничество, успешность. Особенностью развивающейся воспитательной системы школы является интегрирование образовательной области, системы дополнительного образования, системы внеклассных мероприятий, системы сотрудничества с социумом, в тесном творческом взаимодействии всех участников общеобразовательного процесса, а так же делается упор на самоуправление и соуправление. Внеурочная деятельность учащихся школы сопровождается оперативной диагностикой, изучаются интересы учащихся, родителей, степень удовлетворенности своей деятельностью. Со стороны администрации осуществляется постоянный контроль за : - освоением технологий воспитательного процесса; - выполнением принятых планов программ воспитательной работы; - выполнение программ дополнительного образования.. Диагностируется процесс формирования воспитанности школьников (ежегодное измерение уровня воспитанности на начало и конец учебного года), измеряется творческая активность детей (участие в различных конкурсах, выставках, олимпиадах), наблюдается развитие классного коллектива на начало и конец учебного года, регистрируется количество посещающих систему ДО. Изменение этих параметров является признаком эффективности воспитательного процесса, т.е. результативности воспитательной работы. В результате целенаправленного управления процессом развития личности ребенка путем создания благоприятных для этого условий, учащиеся школы вырабатывают активную жизненную позицию, умение быть причастным к общественной жизни во всем её многообразии, выбрать ту нишу, в которой каждый может реализовать свой интеллектуальный, творческий, нравственный потенциал в максимально комфортных условиях. ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА Свободная личность. Высокий уровень самосознания, гражданственности, самоуважения, самодисциплины, самостоятельности в принятии решений и ответственности, свободный выбор содержания жизнедеятельности. Гуманная личность. Милосердие, доброта, способность к состраданию, сопереживанию, терпимость, доброжелательность, готовность оказать помощь, стремление к миру, понимание ценности человеческой жизни. Духовная личность. Потребность в познании и самопознании, в красоте, в рефлексии, общении, в понятии смысла жизни, автономия внутреннего мира, цельность. Творческая личность. Развитие способности, потребности в преобразующей деятельности, высокий уровень знаний, умений и навыков, развитый интеллект, интуиция, жизнетворчество. Практическая личность. Знание основ экономики, трудолюбие, хозяйственность, компьютерная грамотность, владение языками мира. Здоровый образ жизни. Физическая закалка, эстетический вкус, обустройство дома, обеспечение благосостояния семьи. МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Учащиеся, завершившие обучение на ступени начального общего образования, должны: – освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (т. е. овладеть общеучебными умениями и навыками); – освоить общеобразовательные программы по отдельным предметам школьного учебного плана (английский, информатика); – овладеть навыками учебной деятельности, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи. МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ Учащиеся, получившие основное общее образование, должны: – Освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана. – Приобрести необходимые знания и навыки жизни в обществе, профессиональной среде, овладеть средствами коммуникации. – Достигнуть показателей развития интеллектуальной сферы, достаточных для организации своей познавательной, проектировочной, оценочной деятельности. – Овладеть основами компьютерной грамотности; овладеть системой общеучебных умений (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного). – Знать свои гражданские права и уметь их реализовывать; уважать свое и чужое достоинство; уважать собственный труд и труд других людей. МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА СРЕДНЕЙ (ПОЛНОЙ) ШКОЛЫ Выпускник, получивший среднее (полное) образование, – это человек, который: – Освоил все образовательные программы по предметам школьного учебного плана. –– Освоил содержание выбранного профиля обучения на уровне, способном обеспечить успешное обучение в учреждениях начального, среднего и профессионального образования и в учреждениях высшего профессионального образования. – Овладел основами компьютерной грамотности, программирования, получил навыки технического обслуживания вычислительной техники. – Умеет быстро адаптироваться к меняющимся социально-экономическим отношениям. – Знает свои гражданские права и умеет их реализовать. – Готов к формам и методам обучения, применяемым в учреждениях высшего профессионального образования. – Умеет осмысленно и ответственно осуществлять выбор собственных действий и деятельности, контролировать и анализировать их. – Владеет культурой жизненного самоопределения и самореализации. – Уважает свое и чужое достоинство. – Уважает собственный труд и труд других людей; обладает чувством социальной ответственности. – Ведет здоровый образ жизни. Основные направления воспитательной работы на 2007-2010 гг., содержание и ожидаемый результат.
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА. ЦЕЛЬ: Создание условий для личностного развития и самореализации школьников и педагогов. ЗАДАЧИ: 1. Развивать познавательные, личностные и творческие способности. 2. Создавать педагогические ситуации для самореализации школьника. 3. Развивать коммуникативные способности учащихся. АДАПТИВНАЯ СРЕДА ЦЕЛЬ: Создание благоприятных условий для сотрудничества педагогов, учащихся и их родителей с учетом их интересов, склонностей и способностей. ЗАДАЧИ: 1. Создать условия для самопознания, саморазвития, самореализации. 2. Обеспечить условия для взаимодействия сверстников, взрослых и детей. 3. Формировать активную жизненную позицию. 4. Формировать правосознание, учить отстаивать свои права. ОЗДОРОВЛЯЮЩАЯ СРЕДА. ЦЕЛЬ: Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и формирование потребности в здоровом образе жизни. ЗАДАЧИ: 1. Поддерживать и укреплять здоровье школьников. 2. Стимулировать занятия физкультурой и спортом 3. Воспитывать волевые качества 4. Формировать потребность в здоровом образе жизни. ОРГАНИЗУЮЩАЯ СРЕДА ЦЕЛЬ: Создание условий для самореализации участников образовательного процесса в соуправлении школой. ЗАДАЧИ: 1. Формировать коммуникативные способности. 2. Формировать организаторские способности, навыки общественной деятельности. 3. Стимулировать самостоятельную деятельность 4. Формировать активную жизненную позицию
В развивающей среде установлены связи с ИММИФ, ДЮСШ, ДДЮ. Адаптивная среда имеет выход на отдел опеки и попечительства, центр занятости населения. Оздоровляющая среда строит совместную деятельность с районным комитетом по физкультуре и спорту, спорткомплексом, учреждениями здравоохранения, ФАПом. Организующая среда работает на основе постановлений и положений администрации района, поселка, школы, комитета по делам молодежи, комитета по культуре и спорту.
Содержание дополнительного образования.
Цели дополнительного образования: 1. Создание условий для всестороннего развития личности: интеллектуального, творческого, физического. 2. Формирование здорового образа жизни обучающихся. 3. Профилактика безнадзорности, правонарушений, наркомании и алкоголизма. 4. Расширение творческой деятельности в условиях общеобразовательной школы. Задачи дополнительного образования: · придание досуговой деятельности развивающий и воспитывающий характер; · обобщение и развитие известных и поиск новых форм досуговой деятельности; · снятие психологического напряжения, стрессов у детей, педагогов, родителей: · развитие сотрудничества со средой; · развитие системы дополнительного образования; · формирование положительных эмоций, благоприятного психологического климата в процессе деятельности; · создание оптимального педагогически организованного пространства проведения подростками свободного времени. · расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей; 2. Основные направления дополнительного образования Дополнительное образование школы представлено кружками и секциями, факультативными занятиями, занятиями в профильных классах. Выбор кружков обусловлен склонностями и интересами учащихся, а так же направленностью учебно-воспитательного процесса и кадровым потенциалом. Техническое творчество
Туристско-краеведческое
Эколого-биологическое Ценностная ориентация учащихся на экологические знания, приобщение к природоохранной деятельности, формирование гуманистических отношений в юношеской среде. Физкультурно-оздоровительное Формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных ценностей жизни. Художественно-эстетическое
Дети, охваченные дополнительным образованием, как правило, не совершают правонарушений, у них повышается интерес к учебе или изучению отдельных дисциплин.
Школьники, в обучении которых сочетается базовое и дополнительное образование, усваивают знания, умения и навыки, наполняя их личностным смыслом; эти учащиеся быстрее и эффективнее выстроят личный путь восхождения к профессионально значимым ценностям.
|