Муниципальное общеобразовательное учреждение Евстратовская средняя общеобразовательная школа Россошанского муниципального района Воронежской области
«Утверждено» Советом образовательного учреждения ………………………………. «11» января 2010 года
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «Сельская школа социализации»
2010 Содержание.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ…………………………………………………………….………3 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ШКОЛЕ……………………………………………..5 2.1. Краткие сведения об истории школы 2.2. Контингент обучающихся 2.3. Характеристика социума 2.4. Состояние здоровья школьников 2.5. Педагогические кадры 2.6. Режим работы школы: 2.7. Состояние материально – технической базы 2.8. Основные достижения обучающихся 3. АНАЛИТИКО-ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ………………10 3.1. Учебный процесс 3.2 Здоровьесберегающая деятельность школы 3.3. Воспитательный процесс 3.4 Дополнительное образование 3.5. Управление школой 4. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ……………………………19 5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ.………………………………21 6. УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ..……………23
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1. Наименование программы. Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения Евстратовская средняя общеобразовательная школа Россошанского муниципального района Воронежской области «Сельская школа социализации».
2. Заказчик программы. Совет школы
3. Дата утверждения программы Программа рассмотрена и утверждена Советом школы 15.01.2010 года. Протокол № 1
4. Руководители – исполнители программы. Брюханова Ольга Александровна – директор школы Полтарикова Галина Ивановна– зам директора по УВР Варава Наталья Александровна – зам директора по ВР
5. Исполнители программы Педагогический коллектив муниципального общеобразовательного учреждения Евстратовская средняя общеобразовательная школа Россошанского муниципального района Воронежской области.
6. Основание для разработки программы - Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании» - Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования - Приказ Министерства образования РФ от 18.07.2002 № 2783 «Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» - Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования: Приложение к письму Минобразования России от 15 декабря 2002г. №30-51-914/16 - Федеральная целевая программа «Развитие образования на 2006-2010 г». - Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». - Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
7. Цель программы Создание и реализация модели сельской школы социализации, обеспечивающей подготовку адекватного современным социально-экономическим условиям гражданина, труженика, семьянина. Подготовка выпускника школы: - физически и психологически здорового; - обладающего такой суммой базовых и дополнительных знаний по предметам, которые соответствуют его потребностям и уровню его возможностей; - человека, прожившего минимальный комплекс социальных ролей в рамках школьного со-бытия через событие; - человека, неравнодушного к процессам, происходящим в социуме, имеющего активную жизненную позицию; - человека убежденного, что семья является основой успешности в жизни и приоритетом в воспитании подрастающего поколения.
8. Задачи программы. 1. Модернизация системы управления образовательным учреждением посредством расширения функций общественной составляющей. 2. Удовлетворение гражданского заказа жителей Евстратовского сельского поселения в доступном качественном образовании и воспитании. 3. Развитие системы профильного и создание предпрофильного обучения как основы социализации личности ребенка. 4. Создание системы психолого-педагогического сопровождения детей «группы риска». 5. Совершенствование системы воспитания детей и подростков. Формирование здоровьесозидающей среды в школе и расширение потенциала физической культуры и дополнительного образования как ресурса формирования опыта полноценной жизни.
9. Перечень подпрограмм, реализуемых в рамках программы 1. Программа «Здоровье +»; 2. Программа профилактической деятельности «Мой выбор!»; 3. Программа «Управление и мониторинг качества образования в образовательном учреждении» 4. Проект программы «Школа – центр формирования и развития социокультурной среды сельского поселения»
10. Сроки реализации 2010 – 2015 гг
11. Организация контроля за реализацией программы Текущий контроль осуществляется через мониторинг реализации подпрограмм администрацией образовательного учреждения. Результаты реализации программы заслушиваются ежегодно на педагогическом совете и Совете школы.
12. Финансирование программы. Финансирование осуществляется учредителем образовательного учреждения, а также за счет благотворительных взносов физических и юридических лиц. 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ШКОЛЕ
Муниципальное общеобразовательное учреждение Евстратовская средняя общеобразовательная школа находится по адресу: 396630, Воронежская область, Россошанский район, с.Евстратовка, пер. Школьный 3, тел. 72-5-28. Школа расположена в типовом здании 1972 г. постройки, включая в себя 17 учебных и административных помещений, актовый зал, спортзал, столовую и пищеблок. Имеются отдельно стоящие здания учебной мастерской, старой школы, в которой расположен кабинет ОБЖ.. Учредителем школы является администрация Россошанского муниципального района в лице отдела образования. Школа имеет свидетельство о государственной регистрации №1389 от 07.06.2002г. и лицензию на право ведения образовательной деятельности № 208943 А от 27.12..2005 г., свидетельство о государственной аккредитации ГА 010575 от 22.01.08г., выданное главным управлением образования администрации Воронежской области сроком на 5 лет.
2.1. Краткие сведения об истории школы Самое раннее свидетельство о селе относится к 1731 году. В то время в селе Меженка уже появилась церковь. После перехода Меженки во владения пана Евстрата Куликовского село стало называться Евстратовкой. К концу 19 века в частном доме при церкви открылась церковно-приходская школа. Известно, что первый выпуск двухклассной школы состоялся в 1902 году и, так как школа была переполненной (в ней обучалось 144 человека), то Куликовский построил новую школу примерно в 1905-1906 году. За годы советской власти статус школы менялся вместе с изменениями в законодательстве. В 1931 году школа стала семилетней. 7 июля 1942 года село оказалось оккупировано немцами и итальянцами и школа стала складом боеприпасов, а в день освобождения села, 17 января 1943 года, здание охватил пожар, и только к 7 ноября 1949 года школа вновь была введена в действие. С 1 сентября 1961 года школа была переведена на восьмилетнее обучение. В 1973 году распахнула свои двери новая красавица - школа. Это было большое событие в жизни села. Учащихся было много кроме детей из Евстратовки, учились ребята из Терновки, Красного Пахаря, Колбино. В 1974 году школа стала средней. А через 2 года состоялся первый выпуск. Он насчитывал 34 человека.
2.2. Контингент обучающихся МОУ Евстратовская СОШ является муниципальным общеобразовательным учреждением среднего (полного) общего образования. Структурно школа состоит из трёх ступеней: начального общего образования - 1-4 классы; основного общего образования - 5-9 классы; среднего общего образования - 10-11 классы. В настоящее время школа насчитывает 126 учащихся. В том числе: 1 ступень- 39 ученик, 2 ступень-75 учеников, 3 ступень- 12 учеников. Сравнительный анализ численности учащихся за последние 2 учебных года показывает, что наблюдается снижение численности учащихся, прежде всего за счет уменьшения численности первоклассников. Средняя наполняемость в классах по школе в целом составляла 13 учеников. Обучение организовано в одну смену при 5 - дневной учебной неделе для учащихся 1-8 классов и 6-дневной неделе для учащихся 9-11 классов. В образовательном процессе применяется четвертная и полугодовая (для 3-й ступени обучения) периодичность промежуточной аттестации. На 3-й ступени обучения осуществляется профильное обучение (социально-экономический) и профессиональная подготовка по специальности «Банковское дело» по договору с факультетом СПО Института менеджмента, маркетинга и финансов. 2.3. Характеристика социума Деятельность школы осуществляется с учетом гражданского заказа сельского поселения. По данным исследования, родители учащихся по принадлежности к той или иной профессии распределяются следующим образом:
Социальный состав родителей учащихся Малообеспеченных семей – 20; Многодетных семей – 9; Неполных семей – 25; Семей, находящихся в социально опасном положении – 1; Семей группы риска – 4; В ходе изучения социального состава семей было выявлено уменьшение числа неполных и малообеспеченных семей и стабильность количества многодетных семей, что и привело к уменьшению количества семей группы риска и находящихся в социально-опасном положении, а также наблюдается уменьшение количества детей, состоящих на внутришкольном учете и учете в ПДН. Количества детей, состоящих на учете в ПДН – 1; Количество детей, состоящих на внутришкольном учете – 2. Жилищные условия учащихся в основном удовлетворительные. В микрорайоне школы находятся Дом культуры, сельская библиотека, детский сад, ФАП. Материальную помощь школе оказывает ООО «Восток-Агро».
2.4. Состояние здоровья школьников Состояние здоровья школьников на 01.09.2009г по результатам ежегодного медицинского осмотра
2.5. Педагогические кадры Педагогический коллектив школы полностью укомплектован и состоит из 17 педагогов.
Приведенные данные говорят о том, что кадровый состав школы на 94% составляют опытные педагоги, знающие свой предмет и владеющие методикой преподавания предмета, что является ведущим фактором обеспечения качества образования. Награждены: Благодарностями районного отдела образования – 2 учителя; Почётными грамотами районного отдела образования - 3 учителя; Почётной грамотой ГУО – 3 педагога Почётными грамотами Министерства образования и науки РФ – 2; 1 учитель - победитель всероссийского конкурса лучших учителей 2009 года в рамках национального проекта «Образование». Система повышения мастерства педагогов основывается на предоставляемых возможностях, условиях, серьезных требованиях. Учителя школы постоянно повышают свой методический и профессиональный уровень. Все своевременно проходят курсовую переподготовку. За последние три года прошли подготовку в области современных технологий 16 учителей (84%). В целях создания развивающейся педагогической среды администрация школы и ИМК отдела образования района создают условия для повышения уровня квалификации педагогов. В прошедшем учебном году курсовую подготовку при ВОИПКРО прошли 3 педагога, аттестацию на высшую квалификационную категорию – 1, на первую - 1, а всего в течение последних 2-х лет обучение на курсах повышения квалификации ВОИПКРО прошли педагогов. Конечно же, ребенок не может развиваться там, где нет творческого учителя. Учитель должен постоянно учиться, находить новые методы сотрудничества с учащимися, не просто передавать знания, а защищать новые творческие проекты. Свой методический уровень в 2008-09 учебном году учителя повышали не только через курсы повышения квалификации и аттестацию, но и участвуя в работе школьных и районных МО по предмету, а также через самообразование. 2 учителя нашли возможность и прошли 2-хмесячные курсы от ИММиФ по программе «Mikrosoft office», понимая, что инновации в современной школе неразрывно связаны с необходимостью использования в практике работы компьютерных технологий. В прошедшем учебном году продолжилась работа учителей в МО по отработке инновационных проблем, приобретению педагогического опыта в использовании новейших педтехнологий. Продолжена работа по освоению новой системы оплаты труда педагогов, что включает материальное стимулирование в размере 30 % от общего фонда оплаты труда работников школы. Считаем, что ресурсом развития школы является участие в конкурсах разного уровня: муниципального, областного, всероссийского – в целях развития потребности каждого участника образовательного процесса в личностном росте, в испытании ситуации успеха. Педагоги все более активно участвуют в конкурсах и фестивалях и, конечно, порадовал тот факт, что одна из 13 учителей нашего района, получивших президентские гранты в 100 тыс. руб., является учитель нашей школы Смирнова Наталья Николаевна, учитель начальных классов, учитель высшей квалификационной категории. Ее работа «Метод проектов в образовательном процессе младших школьников» опубликована в сборнике материалов VIII областных педагогических чтений с международным участием в 2008 г.
2.6. Режим работы школы:
Школа работает в режиме полного рабочего дня. Занятии проводятся в одну смену с 8-00 до 16-00. подвоз детей в школу в 8-20. Начало занятий – 8-30, продолжительность урока – 45 минут. Отвоз детей из школы – с 15-00 до 16-00. Окончание основных учебных мероприятий в 16-00. С 18-00 до 21-00 работа спортивных секций, кружков, проведение конкурсов, вечеров и другое.
2.7. Состояние материально – технической базы
Ресурсная база школы составляет: библиотечный фонд школы – 4584 экземпляра: из них: учебников – 1040, художественной литературы – 3544. расходы на приобретение учебной и методической литературы в прошедшем учебном году – 3 645 руб.; приобретено – 15 экземпляров учебной литературы; технологическая оснащенность: а) компьютеров всего -16, компьютерный класс - 13 компьютеров, 3 компьютера в кабинетах заместителей директора школы; Все компьютеры объединены в локальную сеть, имеется доступ к сети Интернет. Школа имеет свой сайт и адрес электронной почты. б) 2 телевизора, 1 видеомагнитофон, 1 видеокамера, 3 фотоаппарата; в) 4 принтера, 3 сканера, 1 модем, 1 ксерокс, 3 проектор, 1 DVD; г) 2 магнитофона, 3 музыкальных центра, усилитель BBK; д) 3 графопроектора, 1 оверхед-проектора; Все компьютеры объединены в локальную сеть с выделенным сервером, имеется доступ к сети Интернет. Школа имеет свой сайт и адрес электронной почты. В кабинете информатики имеется мультимедиа-проектор, сканер, лазерный принтер, цифровой фотоаппарате) школьный автобус. Наиболее укомплектованными кабинетами являются кабинеты физики, биологии и химии, которые пополнились современными наглядными средствами обучения, аудио, медиа- и видеотекой 2 года назад в рамках реализации национального проекта «Образование». В прошедшем учебном году мы получен кабинет начальных классов, что позволит учителям усовершенствовать образовательный процесс, наполнить его новым содержанием, разнообразить формы работы с учащимися на уроке и, в конечном счете, будет способствовать повышению интеллектуального уровня учащихся, а значит и качества знаний в начальной школе. В настоящее время остро ощущается необходимость в приобретении учебной и методической литературы нового поколения по естествознанию, экономике, физике, праву. В школе функционирует 13 учебных кабинетов, актовый зал, компьютерный класс с медиатекой, комбинированная мастерская и мастерская обслуживающего труда, столовая, библиотека. Спортивная база школы: игровой спортивный зал, силовой городок и спортплощадка, оборудованная для проведения занятий и спортивных игр. За счет реконструкции классной комнаты открыт школьный музей «Русская изба», зал боевой славы.
2.8. Основные достижения обучающихся
Проводимая работа по реализации всех направлений в рамках учебно-воспитательной деятельности приносит ощутимые результаты. Дети стали активнее участвовать не только в школьных мероприятиях, но и в районных, пробуют силы в областных конкурсах и всероссийских конкурсах.
Таким образом, учебно-воспитательная работа в школе в целом сориентирована на разностороннее развитие личности, на приоритетные направления президентской инициативы «Наша новая школа».
3. АНАЛИТИКО-ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ 3.1. Учебный процесс Изменения, происходящие в обществе, предъявляют школе новые требования. Система образования вынуждена измениться, чтобы удовлетворить новый социальный заказ. Школе необходимо определить новые перспективные направления своего развития. В учебном процессе последовательно осуществляется принцип воспитывающего, развивающего обучения. Учителя школы настойчиво работают над усвоением учащимися важнейших мировоззренческих понятий, выработкой у учащихся умений оценивать факты и явления с гражданских позиций и применять знания на практике. Педагогическим коллективом проделана работа по воспитанию у учащихся потребности непрерывного и творческого овладения знаниями, умениями самостоятельно добывать, постоянно знакомиться с новейшими достижениями науки и техники.
Результаты успеваемости за последние 3 года
С 2007 года юноши девушки 10,11 классов обучаются на факультете СПО института Менеджмента, маркетинга и финансов по специальностям «Менеджмент» и «Банковское дело». Наш педагогический коллектив работает над проблемой «Повышение качества образования через внедрение инновационных педагогических технологий», реализуя в своей работе следующие задачи: - повышение качества знаний и мотивационного уровня учащихся; - создание условий, обеспечивающих реализацию предпрофильной подготовки и профильного обучения на основной и старшей ступенях образования; Считаем, что эти задачи сейчас наиболее актуальны Именно они составляют те ключевые компетенции, необходимые для жизни в современном обществе и соответствуют пяти основным направлениям развития общего образования, озвученных президентом в проекте «Наша новая школа», первое из которых Обновление образовательных стандартов. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должны соответствовать обновленные образовательные стандарты, Новые стандарты общего образования должны быть сформулированы через набор требований, таких как: - Требования к результатам освоения образовательных программ (а это умение учиться, сформированность ключевых компетентностей, наличие разных результатов для разных ступеней, опора на закономерности возрастного развития, передовую науку).Ни для кого не секрет, что сегодня надо научить ученика учиться, а система передачи знаний «Учитель - ученик» немного устарела. Ключевые компетенции это: - умение учащихся использовать полученную информацию; - умение действовать как в образовательной, так и в производственной сферах; - умение действовать в социальной среде; - умение адаптироваться к новациям в интеллектуальной и производственной сферах, социальной среде. Эффективное внедрение образовательных стандартов невозможно без адекватного механизма обратной связи – системы оценки качества образования. С этой целью мы разработали программу «Управление и мониторинг качества образования в образовательном учреждении». Качество образования, обеспечиваемое школой, является объектом анализа. Качество образования - такая совокупность свойств образования, которая определяет способность образования удовлетворять требования общества, запросы и ожидания потребителей образовательных услуг в отношении всестороннего формирования и развития личности. Организация учебного процесса Учебный процесс в 2009-2010 учебном году организован в соответствии с утвержденными учебными планами для классов, осваивающих базовую и профильную образовательные программы. Используется режим 5-дневной учебной недели для 1-8 классов и 6-дневной для 9-11 классов, нагрузка на учащихся не превышает максимально установленных Типовыми учебными планами ее значений и соответствует санитарным нормам. МОУ Евстратовская СОШ работает по утвержденным учебным планам, отвечающим нормативам. Школа предоставляет образовательные возможности обучения 2-м детям-инвалидам, обучая их на дому по программе специальных коррекционных школ VIII вида. Для этого разрабатывается индивидуальный учебный план для каждого ученика, так называемую индивидуальную траекторию развития ученика. Сравнительный анализ результатов сдачи ЕГЭ в школах и по району в целом показывает, что качество знаний выпускников по русскому языку в этом учебном году ниже средних результатов по району и ниже средних результатов выпускников 2008г., а по математике результаты оказались выше районных. Задача школы - повысить ответственность всего педагогического коллектива и каждого педагога в отдельности за подготовку учащихся к итоговой аттестации, как в начальной школе, так и в основной, и в средней. Методическому совету необходимо разработать положение о системе мониторинга успеваемости учащихся по предмету и по каждому классу, и внедрить программу «Управление и мониторинг качества образования в образовательном учреждении»
3.2 Здоровьесберегающая деятельность школы Анализ уровня здоровья и здорового образа жизни субъектов образовательного процесса
Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, выбор образовательных технологий, соответствующих возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющие здоровье школьников. По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие: 1) Физическое здоровье, или здоровье тела, которое подразумевает наличие у организма человека резервных возможностей, обеспечивающих его оптимальную адаптированность к изменениям внешней и внутренней среды, 2) Психоэмоциональное здоровье, характеризующееся состоянием внимания, памяти, мышления, особенностями эмоционально-волевых качеств, способностью к саморегуляции, управлению своим внутренним психологическим состоянием, 3) Социально-нравственное здоровье, отражающее систему ценностей и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, проявляющееся в признании общечеловеческих духовных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда, активной жизненной позицией. Для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека, необходимо внедрение в деятельность образовательных учреждений здоровьесберегающих технологий, под которыми следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения её воздействия на здоровье учащихся. Школьная среда – мощный фактор, влияющий на здоровье детей и подростков, поэтому важно эту среду сделать органичной, естественной для ребёнка. В связи с тем, что большую часть времени ученики проводят в стенах ОУ, возникает необходимость превращения образовательной среды в реабилитационно - оздоровительную и просветительскую среду, с целью создания единого адаптационного пространства, неразрывно соединяющего педагогику, психологию, медицину, школу и семью.
Цель здоровьесберегающей программы: 1) Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. 2) Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу «Не навреди!», путём создания необходимого инновационного потенциала, организационных, методологических, методических предпосылок для комплексного решения проблемы укрепления и сохранения здоровья детей. 3) Обеспечение психологического комфорта для всех участников образовательного процесса. 4) Сформировать у школьников необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, 5) Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Поставленная цель реализуется посредством решения следующих задач: 1) создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения, отвечающее нормам САНПиНов, 2) создание и обновление оздоровительной инфраструктуры (медицинский кабинет и оборудование, школьная столовая и её оснащение, организация качественного питания для всех учащихся, 100%-ное обеспечение необходимым квалифицированным персоналом специалистов: учителя физической культуры, педагоги-психологи, педагоги-логопеды, медицинская сестра), 3) рациональная организация учебного процесса в МОУ, 4) организация просветительско-воспитательной работы с учащимися, направленной на формирование ценности здоровья и навыков здорового образа жизни, 5) проведение методической работы с педагогами и воспитателями ГПД, направленной на повышение их уровня знаний об эффективных здоровьесберегающих методах и технологиях и их освоение (лектории, семинары, круглые столы, тренинги, разработка программ, подготовка и издание листовок, брошюр для педагогов и родителей), 6) организация физкультурно-оздоровительной работы с учащимися МОУ (совместно с ФАПом с.Евстратовка), 7) организация необходимой медико-социальной и психолого-педагогической помощи школьникам, 8) проведение консультаций специалистов для учащихся и родителей, 9) формирование комплексной просветительской деятельности в здоровьесберегающей сфере совместно с другими учреждениями и организациями.
С учётом сложившейся в школе практики решения этих вопросов, анализа состояния здоровья учащихся работа по оздоровлению проводится по следующим приоритетным направлениям: 1. Укрепление материальной базы для проведения мониторинга состояния здоровья, создания условий, обеспечивающих оптимизацию учебного процесса и повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы. 2. Мониторинг состояния здоровья. 3. Повышение квалификации педагогов и родителей в вопросе охраны здоровья, оптимизации учебного процесса, проблем диагностики и преодоления школьных трудностей. 4. создание адаптивной среды и обеспечение условий для получения полноценного образования для детей, имеющих особенности развития. 5. Экспериментальная работа школы по охране и укреплению здоровья. 6. повышение уровня знаний родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья, воспитания здорового образа жизни, предупреждения школьных проблем, помощи детям с особенностями развития и трудностями в обучении.
Воспитательная деятельность в МОУ опирается на Конституцию РФ, законы в области образования, нормативные документы, Устав школы. Методическое объединение классных руководителей и воспитателей ГПД, педагогов дополнительного образования ставят перед собой следующие задачи с точки зрения применения здоровьесберегающих технологий: 1) В начальной школе: создать условия для комфортного ощущения ребёнка в школе, для его полноценного развития, для сохранения его здоровья, 2) В средней школе: создать условия для познания своих психических и физиологических, психологических, нравственных, умственных способностей, понимания сущности здоровья и здорового образа жизни и использования этих знаний для решения проблем своего здоровья и развития. 3) В старшей школе: помочь выработать способность к самостоятельной организации здорового образа жизни и научиться управлять своим развитием, состоянием своего психического, физического и нравственного здоровья. Показать старшеклассникам возможности правильной организации их досуга, помочь сформировать устойчивый интерес к самостоятельному поиску разносторонних знаний, а не просто бороться с вредными привычками, пагубно влияющими на их здоровье.
Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе школы: А С П Е К Т Ы О З Д О Р О В Л Е Н И Я 1. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ, который состоит в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимания ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии, пробуждения и роста желания следовать здоровому образу жизни: 1) Кл. часы «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ», практикумы, беседы, лектории, конкурсы здоровьесберегающих плакатов и рисунков, 2) Организация встреч и тематических бесед с медработниками ФАПа и ЦРБ, 3) буклеты, листовки для родителей и школьников на здоровьесберегающую тему. 4) Просмотр видеофильмов, мультимедийных презентаций, театральных постановок на темы здоровьесбережения (ДО «Кукольный театр» при МОУ Евстратовская СОШ, эстрадно-сценического ДО при МУК Евстратовский КДЦ), 5) Создание и ведение валеологического паспорта школы, 6) Контроль пропусков учебных занятий по уважительным и неуважительным причинам. Поощрение детей и классных коллективов, имеющих меньше всего пропусков уроков по медицинским справкам. 7) Осознание престижности занятий спортом, возможности достичь успеха в этом направлении как мощной альтернативы пагубному влиянию дурных пристрастий: курению, алкоголю, наркотикам.
2. ОБУЧАЮЩИЙ, который состоит в обучении детей нормам здорового образа жизни, приёмам и методам его реализации, в определении вредных привычек совместно с рекомендациями по их устранению: 1) В 1 - 11 классах проведение кл.часов «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ» с дыхательной гимнастикой, точечным самомассажем. 2) В 5 - 11 классах проведение уроков по основам безопасности жизнедеятельности детей, 3) Уроки физкультуры с дыхательной гимнастикой и комплексом специальных упражнений. 4) Уроки ознакомления с окружающим миром в 1 – 4 кл, уроки биологии и экологического краеведения в 5 – 11 кл. 5) Уроки физического воспитания в 1 – 11 кл (2 раза в неделю)
3. ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ, который состоит в профилактике наиболее широко распространённых заболеваний, в создании образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса, а так же улучшение через это таких качеств школьников, как психическая уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные способности:
1) МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ · Профосмотры школьников медработниками ФАПа (по графику), · Консультации детей и работников школы узкими специалистами- медиками (1 раз в год) · Диспансерное наблюдение за здоровыми детьми и детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья · Вакцинация школьников и работников школы в осеннее-весенний период для профилактики простудных заболеваний. 2) МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: · Наличие собственного оборудованного пищеблока, · Наличие спортивной площадки (футбольное поле, баскетбольная площадка, комплекс «Лабиринт», песочные ямы для прыжков в высоту и длину, комплекс «Дом» и т.д.) · Наличие стадиона ООО «Восток-Агро» · Наличие детского городка · 3) МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: · Ежегодное обучение педработников приёмам оздоровительной работы в пришкольных летних оздоровительных лагерях, · Разработка годичного цикла бесед и практических занятий по здоровьесбережению в 1 – 11 кл «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ», · Создание и ведение МОНИТОРИНГА здоровья основных участников образовательного процесса, · Создание и ведение мониторинга физической подготовленности учащихся · Разработана школьная Программа деятельности образовательного учреждения по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни, в которой представлены все направления деятельности по здоровьесбережению. · Внесение вопросов по здоровьезбережению в Программу развития школы, годовой план работы школы, в работу МО классных руководителей и МО учителей начальных классов. · 4) В ХОДЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА: 3.4.1. На уроках: 1. Строгая дозировка учебной нагрузки в соответствии с нормами САН- Пина, 2. Организация в 1 – 8 кл – пятидневной рабочей недели, 9-11 кл – шестидневной рабочей недели. 3. Организация адаптационного периода для первоклассников в течение 1 четверти (3 урока по 35 минут с проведением 2-3 физминуток, проведение специальных физминуток на уроках письма для рук и пальчиков и для глаз, четвёртым уроком можно проводить игровые занятия на открытом воздухе, экскурсии), 4. Организация адаптационного периода для пятиклассников. 5. Комплексы специальной гимнастики, 6. Подвижные игры. 7. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса (построение урока с учётом динамичности учащихся, их работоспособности, атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, индивидуальный подход, творческий характер образовательного процесса с использованием активных методов и форм обучения и воспитания, с применением личностно-ориентированных образовательных технологий . Необходимо и обеспечение мотивации образовательного процесса, создание для каждого ситуации успеха, рациональная организация двигательной активности детей, обеспечение адекватного восстановления сил сменой видов деятельности (в норме 4 – 7 видов за урок), регулярным чередованием периодов напряжённой активной работы и расслабления во избежание переутомления детей. Использование научно обоснованной системы повторения для прочного запоминания, как необходимого условия здоровьесберегающих технологий.). 3.4.2. Вне уроков физкультуры: 1. Организация охранительного педагогического режима: 1) Составление расписания уроков с учётом динамики работоспособности младших школьников. 2) Малая наполняемость класса (до 15 учащихся). 3) Продолжительность уроков 35-45 мин 4) Оборудование современных парт (выставляется высота крышки парты и сиденья стула) стационарными подставками под учебники и ручки. 5) Динамическая пауза после четвёртого урока с обедом – 40 мин 2. Утренняя гимнастика до начала занятий в 8. 20 ч 3. Физпауза на 20 минуте уроков: 1) локальная гимнастика для различных частей тела: пальцы, шея, лицо (точечный самомассаж) - для профилактики простудных заболеваний, 2) дыхательная гимнастика, 3) упражнения для глаз, использование траекторий по технологии В.Ф. Базарного, 4) подвижные физпаузы в игровой форме, 5) пальчиковая гимнастика, 6) гимнастика для бодрости. 4. Подвижные перемены. 5. Обязательное проведение предметных плановых экскурсий и прогулок в природу. 7. Фиточай (шиповник) *Мероприятия, 8. «луковое дыхание» проводимые 9. Элементы точечного самомассажа. в период 10.Витаминизация поливитаминным препаратом эпидемии РЕВИТ, УНДЕВИТ (ноябрь - апрель) гриппа
5) ВО ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ: 3.5.1. В кружках и секциях: 1) Занятия в спортивных секциях (футбол, волейбол, баскетбол, ОФП). 2) Занятия в вокально-хореографическом ансамбле «Батька Дон» 3) Занятие в кружке «Кукольный театр» при школе 4) Занятие в хореографическом ДО «Улыбка» при МУК Евстратовский КДЦ, 5) Занятие в эстрадно-сценическом кружке при МУК Евстратовский КДЦ, 6) Введение обязательного кл.часа «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ» и подвижных игр на открытом воздухе 3.5.2. Участие в общешкольных и районных спортивных праздниках и состязаниях: 1) 1 раз в четверть проведение Дня здоровья, 2) Общешкольная туриада к международному Дню туриста, 3) Внутришкольные матчи и соревнования по футболу, баскетболу, пионерболу, 4) Общешкольный турнир по настольному теннису, шашкам, шахматам. 5) Районный кросс. 6) Ежегодная общешкольная военно-спортивная игра «Зарница» на территории села для 1 – 7 классов 7) Общешкольный экологический десант в сосновый лес х.Малая Меженка 30 мая. 3.5.3. Участие школьников в решении проблем местного социума: 1) Уборка закреплённой территории школы, 2) Участие в очистке от сорной растительности с.Евстратовка. 3) Организация дежурства в классе. 4) Организация ухода за цветами своего класса и живым уголком (если имеется).
6) организация участия родителей в формировании здорового образа жизни в школе · Оборудование парт в начальной школе подставками под ручки и учебники, · Монтирование террариума для среднеазиатских черепах, · Монтирование подставок для цветов, · Монтирование дидактического комплекса «Дидактика» в кабинете начальной школы · Участие родителей в спортивно-оздоровительных мероприятиях школы вместе с детьми, · Организация для родителей лекториев, встреч и тематических бесед с медработниками ФАПа и ЦРБ, · 7) ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВИЛЬНОГО СБАЛАНСИРОВАННОГО ПИТАНИЯ В ШКОЛЬНОЙ СТОЛОВОЙ от ООО «Общепит» г.Россошь: · Фиточай (шиповник): после 1 –го урока (09.15ч) · Обед: после 3-го урока (11.05ч), · Приём молока (младшие классы) по губернаторской программе «ШКОЛЬНОЕ МОЛОКО» (понедельник, среда, пятница – после 1 –го урока в 09.15)
8) Витаминотерапия (витаминизация пищевого рациона, потребление йодированного хлеба, соли, салата из морской капусты, овощных салатов)
9) ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА УЧАЩИХСЯ В ПРИШКОЛЬНЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ И ПРОФИЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ: § 1-2 детских пришкольных оздоровительных лагеря дневного пребывания на 30 мест на 21 день за счёт средств социального страхования областного бюджета; § 6 профильных лагерей за счёт средств социального страхования местного бюджета: эстетических, трудовых, спортивных, туристических лагеря на 15 мест на 5 дней; § 3 районных: турслёт – на 10 мест на 5 дней, археологический – на 10 мест на 10 дней, футбольный – на 10 мест на 5 дней), § Для 14 – 17 летних школьников – трудовая бригада на 15 мест на 20 дней от районного центра трудовой адаптации подростков, § Отдых школьников из социально неблагополучных семей в районном центре реабилитации, § Районный детский оздоровительный лагерь «БЕРЁЗКА» с.Архиповка (4 смены), § ДОЛ «ЧАЙКА» г.Павловск для детей работников нашего хозяйства ООО «Восток-Агро», § Профилакторий-санаторий «ДУБРАВА» для детей работников ООО «Минудобрения», § Ежегодный организованный отдых участников танцевально-хореографического ансамбля «БАТЬКА-ДОН» на 21 место на 5 дней на побережье Чёрного моря, § Оздоровление школьников за счёт средств социального страхования в санаториях Воронежской области и г.Анапа на 21 день.
4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ, для профилактики и коррекции психоневрологических нарушений у детей: 1) Физминутки и упражнения на релаксацию во время уроков, 2) Колер стен и классной мебели с учётом характера воздействия цвета на человека, 3) Организация учебного процесса с безотметочным обучением у 1– воклассников для положительной адаптации к школе, 4) Организация адаптационного периода для первоклассников в течение 1 четверти (отсутствие домашних заданий, введены дополнительные недельные каникулы в середине 3 четверти). 5) Организация адаптационного периода для пятиклассников, 6) Индивидуальный подход с учётом психофизических возможностей ребёнка, 7) Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса ( построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций - переход от совместных действий к самостоятельным, от действия в материальном плане к речевому и умственному планам выполнения действий т.д., создание для каждого ситуации успеха). 8) Возрастной подход к организации школьной жизни ребёнка с учётом закономерностей его психического развития. Благодаря этому обеспечивается преемственность в развитии каждого ребёнка на каждом этапе школьного образования. 9) Контроль в процессе обучения через показатели возрастных и индивидуально-личностных возможностей и интересов ребёнка, показатели социализации детей и показатели здоровья школьников.
Состояние здоровья школьников ( физического, психологического, социального и нравственного) должно стать приоритетным при оценке эффективности образования.
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ по ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ:
Поставленная цель реализуется посредством решения следующих задач: 10) создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения, отвечающее нормам САНПиНов, 11) создание и обновление оздоровительной инфраструктуры (медицинский кабинет и оборудование, школьная столовая и её оснащение, организация качественного питания для всех учащихся, 100%-ное обеспечение необходимым квалифицированным персоналом специалистов: учителя физической культуры, педагоги-психологи, педагоги-логопеды, медицинская сестра), 12) рациональная организация учебного процесса в МОУ, 13) организация просветительско-воспитательной работы с учащимися, направленной на формирование ценности здоровья и навыков здорового образа жизни (кл. часы «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ», беседы, праздники, рекламные проспекты и буклеты для родителей, ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ШКОЛЫ), 14) проведение методической работы с педагогами, направленной на повышение их уровня знаний об эффективных здоровьесберегающих методах и технологиях и их освоение (лектории, семинары, круглые столы, тренинги, разработка программ, подготовка и издание листовок, брошюр для педагогов и родителей), 15) организация физкультурно-оздоровительной работы с учащимися МОУ (совместно с ФАПом с.Евстратовка), 16) организация необходимой медико-социальной и психолого-педагогической помощи школьникам, 17) проведение консультаций специалистов для учащихся и родителей, 18) Экспериментальная работа школы по охране и укреплению здоровья по охране и укреплению здоровья школьников, повышению уровня знаний родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья, воспитания здорового образа жизни, предупреждения школьных проблем, помощи детям с особенностями развития и трудностями в обучении. 19) Витаминизация питания школьников (горячий завтрак в столовой, фиточай из шиповника), 20) Использование таких приёмов профилактики гриппа и ОРВИ: «ЛУКОВОЕ ДЫХАНИЕ», фиточай из шиповника, масочный режим, 21) Организация летнего оздоровительного отдыха школьников, 22) Приобретение лампы УФО для обработки кабинетов и рекреаций школы в период эпидемии гриппа
3.3. Воспитательный процесс Содержание воспитательной работы.
Содержание воспитательной деятельности заключается в семи основных направлениях концепции воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области: «Здоровье», «Наша Родина», «Семья», Человек», «Природа», «Культура», «Труд» Воспитательная система школы создает условия для самоопределения, саморазвития, самореализации личности. Процесс воспитания заключается во взаимодействии сторон воспитания (ученик-учитель-родители) с целью создания условий для развития ребенка. Процесс воспитания проходит в двух направлениях: 1) Организация свободного времени после уроков, включение ребенка в разнообразную деятельность (походы, КТД, экскурсии, вечера, конкурсы и система дополнительного образования) 2) Передача культуры (культуры поведения, общения, познания, саморазвития, самопознания, самореализации и т.д.) Воспитывающая деятельность в школе направлена на создание условий для развития личности ученика, для формирования позитивной позиции ребенка к окружающим и к себе. Внеурочная деятельность учащихся школы сопровождается оперативной диагностикой, изучаются интересы учащихся, родителей, степень удовлетворенности своей деятельностью. Со стороны администрации осуществляется постоянный контроль за : - освоением технологий воспитательного процесса; - выполнением принятых планов программ воспитательной работы; - выполнение программ дополнительного образования.. Диагностируется процесс формирования воспитанности школьников (ежегодное измерение уровня воспитанности на начало и конец учебного года), измеряется творческая активность детей (участие в различных конкурсах, выставках, олимпиадах), наблюдается развитие классного коллектива на начало и конец учебного года, регистрируется количество посещающих систему ДО. Изменение этих параметров является признаком эффективности воспитательного процесса, т.е. результативности воспитательной работы. В результате целенаправленного управления процессом развития личности ребенка путем создания благоприятных для этого условий, учащиеся школы вырабатывают активную жизненную позицию, умение быть причастным к общественной жизни во всем её многообразии, выбрать ту нишу, в которой каждый может реализовать свой интеллектуальный, творческий, нравственный потенциал в максимально комфортных условиях. В школе третий год действует школьная республика Науки и культуры – орган школьного самоуправления среди средних и старших классов, который координирует работу министерств. Члены ученического самоуправления являются организаторами работы с учащимися по интересам, участвуют в планировании воспитательной работы школы, организуют дежурство по школе, осуществляют связь между классами и органами самоуправления, обеспечивают жизнедеятельность классного коллектива в течение учебного года, оказывают помощь в организации и проведении КТД, смотров, конкурсов, вечеров и дискотек. Представители совета школьной республики представляют ученический коллектив на Совете образовательного учреждения, где решаются различные вопросы, касающиеся образования и деятельности школы. По решению этого органа с 2009-2010 учебного года в школе введена пятидневная рабочая неделя для учащихся с 1 по 8 классы. В 2002 году было создано и объединение начальных классов «Родник», которое работает по программе игры-путешествия «В мир русской народной культуры». Особенностью воспитательной системы школы является интегрирование образовательной области, системы дополнительного образования, системы внеклассных мероприятий, системы сотрудничества с социумом, в тесном творческом взаимодействии всех участников общеобразовательного процесса, а так же делается упор на самоуправление и соуправление. Социальное становление личности молодого человека является одной из важнейших задач для государства. Особо это значимо на современном этапе общественного развития в период переоценки ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта у молодежи. Приобщение ее к основным ценностям нормам, традициям, сложившихся в разных сферах жизни общества, рассматривается как приоритетное направление воспитания. С этой целью в школе должна быть разработана программа воспитательной работы «Школа – центр формирования и развития социокультурной среды Евстратовского сельского поселения». 3.4 Дополнительное образование Ежегодно в школе функционируют кружки художественно-эстетического, технического, физкультурно-оздоровительного, туристско-краеведческого направлений. Кроме этого в школе работают спортивные секции – футбольная, волейбольная и баскетбольная. Охват дополнительным образованием составляет 75 % от общего количества обучающихся. Вот уже на протяжении ряда лет школа тесно сотрудничает с сельским культурно-досуговым центром. Там для детей работают хореографический и театральный кружки, где учащиеся принимают самое непосредственное участие. Участники театрального кружка выступают не только на праздничных мероприятиях села, но и в районном фестивале «Россошанская театральная весна». Планируя работу объединений дополнительного образования в школе, мы обращаем внимание на заинтересованность детей, на их запросы. Для всестороннего развития детей мы стараемся охватить как можно больше направлений
(*Общий охват означает, что один ученик может посещать сразу несколько объединений и в каждом он считается) Снижение охвата в объединениях художественно-эстетического направления произошел из-за снижения количества детей, занимающихся в танцевальном коллективе «Батька-Дон». Это обусловлено уходом старшеклассников в другие учебные заведения, а новых участников коллектива мало. Увеличение охвата в физкультурно-оздоровительных секциях и объединениях объясняется тем, что введен Час здоровья для учащихся с ослабленным здоровьем и разделены занятия по секциям «Баскетбол», «Волейбол», «Футбол». Занятия проходят в вечернее время, что и позволило добиться более высокого охвата. Исходя из проблемы школы, возникает необходимость наряду с дополнительным развивать проективное образование – воспитательный процесс инициируется и определяется самими обучающимися. Проблемой школы должно стать усовершенствование социальных проектов и проектов, выполняемых в рамках детских объединений. 3.5. Управление школой Управление школой осуществляется на основе демократии, гласности, самоуправления. В соответствии с Уставом школы общее руководство осуществляет Совет школы. Руководство школой осуществляет директор, заместители директора по учебно-воспитательной работе и воспитательной работе. Управление школой строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления являются Совет школы, педагогический совет школы, общее собрание трудового коллектива школы. В основе управления школой можно выделить два уровня: общественный и административный.
Структура общественного управления.
Структура административного управления.
Данный уровень осуществляет разработку стратегии развития школы, выполнение же намеченных планов находится в компетенции администрации школы. Школьное самоуправление.
4. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
4.1 Философия школы
Одним из актуальных направлений в современной науке является вопрос о взаимоотношении социальной среды и личности. Совокупность различных по характеру факторов способствует социализации личности как представителя микросреды. Прийти к данной программе нас заставили различные условия жизни и социальный статус наших учащихся. Современной формой жизнедеятельности, предусматривающей процесс саморазвития, самоопределения личности, является система социализации подростков к новым социально-экономическим условиям. В школе обучаются дети из малообеспеченных семей (72%), 27 учеников воспитываются одним родителем, 13 детей из многодетных семей, лишь 28 родителей имеют высшее образование, 45% родителей – безработные. Нам необходимо решить социальную проблему того общества, в котором находятся наши дети. Реалии таковы, что школа вынуждена выполнять функции реабилитации “незащищенных” детей. Педагогический коллектив школы предполагает дальнейшую разработку инновационных форм и способов социальной, культурной, образовательной работы с “незащищенными” детьми, которые способствуют повышению их социальной занятости, творческой активности в течение всего периода обучения в школе. Смысл деятельности школы в том, что ученики могут изучать общеобразовательные предметы как по программам общеобразовательного уровня, так и профильного, что является надежной защитой и условием социальной адаптации выпускников, подготовленных к продолжению образования в системе СПО и ВУЗов. В школе осуществляется обучение, при котором во главу угла ставится самостоятельность ребенка, его самоценность, субъективность процесса обучения. Стандарт образования в условиях реализации личностно-деятельностного подхода – не цель, а средство, определяющее направления и границы использования предметного материала как основы личностного развития на разных ступенях обучения. Деятельность школы основана и будет основываться впредь на таких ценностях, как доверие и уважение друг к другу учащихся, педагогов, родителей, гостей школы; психологический комфорт для всех участников педагогического процесса; самоорганизация детского коллектива и коллектива учителей; свобода творчества учащихся и учителей; сотрудничество педагогического коллектива, преемственность формирования педагогического коллектива из числа выпускников школы. Подобная философия школы предполагает соблюдение приоритетности ориентации в образовательном процессе на личностно-смысловую сферу школьника, включение личностного опыта ребенка в образовательный процесс, изменение позиции педагога – информатора, контролера на позицию координатора. Но ни в коем случае не уходит на дальний план информационно-когнитивная парадигма. СУЩНОСТЬ ПОДХОДА К ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА заключается в признании его уникальности и неповторимости, уважении его достоинства, принятии его личностных целей, запросов, интересов, создании условий для его максимального развития на основе всестороннего педагогического анализа успехов и достижений, проблем ребенка. Итак, главный акцент в своей деятельности школа делает на индивидуальность каждого ребенка (исходя из неоднородности контингента обучающихся). МОУ “Евстратовская средняя общеобразовательная школа” – образовательное учреждение со смешанным контингентом учащихся, здесь учатся одаренные и «обычные» дети, а также нуждающиеся в коррекционно - развивающем обучении. Следовательно, миссия школы – создание образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый ученик вне зависимости от своих психофизиологических способностей, учебных возможностей, склонностей мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения. СУЩНОСТЬ ПОДХОДА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ выражается в том, что каждому педагогу школы предоставляется право на творчество (на собственный педагогический почерк, на свободу выбора педагогических технологий, учебных пособий, методов оценки учащихся и т.д.), на участие в управлении образовательным учреждением. В основе концепции развития нашей школы лежит идея создания целостной открытой социально-педагогической системы образования, которая обеспечивает самовыражение, самореализацию, самоопределение, личности и ученика, и учителя. Эффективный образовательный процесс возможен только при комфортном сосуществовании педагогов и учащихся. А максимальный эффект достижим при взаимодействии трех составляющих – семьи, ученика и педагога. Для поддержки учащихся в их стремлении к саморазвитию, самоутверждению и самостоятельному решению жизненных проблем в школе создается система социально-психологической поддержки учащихся, рассматриваются различные технологии мониторинга за изменениями в развитии личности ребенка и формировании классного коллектива. При выборе технологий преобразования основное внимание было направлено на: - обеспечение комплексного решения задач образования, воспитания и развития школьников; мотивацию учения школьников, развитие у них познавательного интереса, чувства долга и ответственности в ученическое использование методов, активизирующих познавательную деятельность учеников; создание комфортных условий общения в коллективе: учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – учитель – родитель; самообразование, самосовершенствование учителей и обучающихся; самоанализ педагогической деятельности. Таким образом, на первом плане остаются идеи: - идея развития (личности ученика, педагога, педагогической системы, школы в целом); идея красоты (формирование эстетически-ценностной ориентации личности); идея творчества (творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности, обеспечивающей ее вхождение в мир культуры и формирование способа существования в современном мире; для реализации этой идеи создается атмосфера, стимулирующая всех субъектов образовательного процесса к творчеству); идея сотрудничества, основанная на гуманистических отношениях детей и взрослых; идея выбора и ответственности (реализуется в предоставлении ученику и учителю возможности выбора образовательных маршрутов: методика, темы, сложность и т. д.); идея открытости: приоритетными в образовательном процессе являются общечеловеческие ценности, обращенность к достижениям мировой культуры. Школа открыта для широких для социальных связей: условия проектируются для ребенка, а не ребенок приспосабливается к имеющимся условиям. Коллектив школы понимает сущность дифференциации как создание равных исходных условий для развития каждого ученика на протяжении всего процесса образования, организацию посильной для школьника познавательной деятельности, учитывающей индивидуальные склонности и интересы, обеспечивающей гармоничное развитие личности. С этой целью предполагается усовершенствовать структуру дифференцированного обучения, предусматривающего доступность, открытость, вариативность обучения на всех ступенях образования. Очевидно, что дифференциация должна осуществляться не во вред личностному развитию. Учитель организует работу учащихся в нашей школе, исходя из гуманистических принципов: ребенок имеет свои индивидуальные возможности в учебной деятельности; ребенок успешен в учении, когда ему комфортно; ребенок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют; ребенок успешен в учении, когда учитель является свободной личностью; ребенок успешен в учении, когда его родители активно участвуют в его школьной жизни; учитель воздерживается от нравственных оценок.
VII. Прогнозируемые позитивные последствия реализации программы
Обучение классных руководителей и учителей работе с картами развития компетентностей обучающихся и портфолио приведет к корректировке подходов в обучении и воспитании ребенка с опорой на индивидуальную успешность. Создание компьютерной базы мониторинга будет способствовать формированию объективной картины промежуточного состояния развития ОУ и реализации программы, открытость доступа всех заинтересованных лиц к состоянию образовательной системы школы в конкретный момент времени. Повышение уровня удовлетворенности жизнью у обучающихся, их родителей и жителей поселения будет способствовать созданию положительного эмоционального фона, что, на наш взгляд, послужит толчком к включению в жизнедеятельность поселения, в том числе и школы. Открытие школьной медиатеки будет способствовать развитию индивидуальных способностей обучающихся и педагогов, расширит формы учебной деятельности, а реализация медиапродукции обеспечит финансовую поддержку выполнению программы. Увеличение охвата обучающихся, их родителей и жителей поселения занятиями физической культурой повлечет за собой формирование потребности в здоровом образе жизни, снижение заболеваемости. Рост профессионального мастерства педагогов обеспечит непрерывность образования и повышение удовлетворенности жизнью на селе. Развитие волонтерского движения повлечет за собой развитие коммуникативных навыков обучающихся, педагогов и жителей поселения, повышение их культурного уровня, пропаганда позитивного отношения к бескорыстному социально значимому труду.
5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ.
6. УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Ежегодные отчеты на Совете школы, Педагогическом совете. 2. Подготовка информационных материалов для средств массовой информации. 3. Плановые отчеты на совещаниях при директоре, на заседаниях методических объединений. 4. Систематическое обсуждение с профессиональным педагогическим сообществом, в том числе с использованием Интернет-сайта хода и результатов реализации программы. 5. Разработка и внедрение механизмов материального и морального стимулирования работников за активное участие в реализации программы.
|