3. Образовательная программа МОУ Евстратовская СОШ Россошанского муниципального района Воронежской области в соответствии с требованиями ФГОС содержит следующие разделы: V. Программы отдельных учебных предметов, курсов, включенных в УМК «Перспективная начальная школа»; VIII. Программа коррекционной работы;
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Информационная карта
1.1. Структура образовательной среды Основой структуры образовательной среды школы является 3-х ступенчатая модель обучения: · I ступень. Начальная школа. - 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования; с традиционными и инновационными методами и формами обучения. · II ступень. Основная (средняя) школа. 5-9-е классы. - 5-летний нормативный срок усвоения образовательных программ основного общего образования. · III ступень. Старшая школа. 10-11-е классы. - 2-летний нормативный срок усвоения образовательных программ среднего (полного) общего образования; классы профильного обучения: социально-экономический профиль (углубленное изучение математики, обществознания, экономики). На каждой ступени осуществляется взаимопреемственность с предыдущей. Связь школы с общественностью
1.2. Характеристика контингента обучающихся школы
Средняя наполняемость классов: 11 человек
Все дети, достигшие школьного возраста, проживающие на территории Евстратовского сельского поселения, зачисляются в 1-й класс.
1.3. Характеристика образовательных потребностей родителей У родителей обучающихся начальной школы есть четкая потребность в создании прочной базы знаний обучающихся, которые необходимы для перехода в основную школу. Отмечается запрос на повышение уровня комфортности и материально-технической базы, информатизации образовательного процесса и развития ИКТ. Наблюдается стремление большинства родителей к повышению качества дополнительного образования, становятся разнообразнее досуговые потребности. Школа стремится учитывать пожелания большинства родителей обучающихся. 1.4. Режим работы Учебный план начальной школы ориентирован на 4 – летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Английский язык изучается во 2-4-х классах. Учебный год начинается 1 сентября. · Продолжительность учебного года: - 1 класс – 33 учебные недели; - 2-4 классы – 34 учебные недели. · Продолжительность урока: - 1 класс – 35 минут; - 2-4 классы – 40 минут. · Режим работы – пятидневная неделя. · Максимально допустимая учебная нагрузка: - 1 класс – 21 час в неделю; - 2-4 классы – 23 часа в неделю. Продолжительность каникул: в течение учебного года не менее 30календарных дней, летом – не менее 8 календарных недель. В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к условиям школы обучение первоклассников организовано с соблюдением ряда особенностей: - учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; - использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии: в сентябре-октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, четвертый урок в форме игры по расписанию с записью в классном журнале, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый (САНПИН 2.4.2.2821-10 от «03» марта 2011 г. № 19993);
-
в
середине учебного дня организована динамическая пауза продолжительностью
40 минут, в период адаптации – 45 минут; - со второго класса задания по предметам предлагаются по принципу «минимакса»: часть задания обязательна для выполнения, часть по желанию ученика. Общее время выполнения заданий по всем учебным предметам во 2-3-х классах – до 1,5 часов (90 минут), в 4-х классах – до 2 часов (120 минут) (САНПИН 2.4.2.2821-10 от «03» марта 2011 г. № 19993);
- для
учащихся 1 класса предусмотрены дополнительные недельные каникулы в
середине третьей четверти при традиционном режиме обучения (САНПИН
2.4.2.2821-10 от «03» марта 2011 г. № 19993); Продолжительность перемен между уроками составляет 10 минут, динамическая пауза – 40 минут. После первого урока в понедельник, среду, пятницу – прием молока учащимися с 1 по 7 класс включительно. Внеурочная деятельность связана с дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественно-эстетическую, техническую, физкультурно-спортивную, проектную, туристско-краеведческую деятельность. Внеурочная деятельность реализуется в форме объединений дополнительного образования детей. Группы продленного дня в школе нет. Школа работает в одну смену. 1.5. Характеристика кадрового состава
Педагогический коллектив школы полностью укомплектован и состоит из 17 педагогов. Кадровый состав школы на 94% составляют опытные педагоги, знающие свой предмет и владеющие методикой преподавания предмета, что является ведущим фактором обеспечения качества образования.
Классификация кадрового состава школы
Награждены: Почётными грамотами районного отдела образования – 4 учителя; Почётной грамотой департамента – 3 педагога; Почётными грамотами Министерства образования и науки РФ – 4; 1 учитель – победитель всероссийского конкурса лучших учителей 2009 года в рамках национального проекта «Образование». Система повышения мастерства педагогов основывается на предоставляемых возможностях, условиях, серьезных требованиях. В целях создания развивающейся педагогической среды администрация школы создает условия для повышения уровня квалификации педагогов. В прошедшем учебном году свой методический уровень повысили 5 учителей через курсовую подготовку при ВОИПКРО: учителя иностранного и русского языков, химии, ИЗО, начальных классов. Понимая, что инновации в современной школе неразрывно связаны с необходимостью использования в практике работы компьютерных технологий, прошли курсовую подготовку при ВИВТ по по применению информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе 5 учителей. По программам подготовки руководителей по направлению «Менеджмент организации» обучаются на заочных 10-месячных курсах в ИММиФ 2 руководителя школы: директор и зам. директора по УВР. Аттестованы в прошедшем учебном году в соответствии с новым порядком прохождения аттестации: - на высшую квалификационную категорию – 1; - на 1 КК - 1. В целом, 12 педагогов, что составляет 71%, за прошедший учебный год повысили уровень своей квалификации. 1.6. Творческие достижения учеников и учителей
С 2001 года школа является экспериментальной площадкой по здоровьесбережению. Учителя школы посещают районные семинары, конференции, открытые уроки, принимают активное участие в конкурсах, педагогических мастерских: - Международные видеоконференции; - областные семинары ВОИПКиПРО; - конкурс «Учитель года». Обучающиеся школы становятся призерами и победителями следующих конкурсов: - Районный конкурс детской книги «Ты и я с книгой лучшие друзья»; - Конкурса чтецов «Салют, Победа!». - Районный конкурс творческих работ, посвященных 50-летию полета человека в космос; - IV международный конкурс творческих работ «Космонавтика»; - Выставка творческих работ «Зимняя фантазия», «Вторая жизнь пластиковой бутылки», «Дети. Техника. Творчество»; - Районный конкурс творческих работ противопожарной тематики. 1.7. Ресурсная база школы составляет: - библиотечный фонд школы – 4584 экземпляра: - из них: учебников – 1040, художественной литературы – 3544. - Технологическая оснащенность: - а) компьютеров всего -16, компьютерный класс – 13 компьютеров (3 компьютера в кабинетах администрации школы); 2 ноутбука, интерактивная доска, документ-камера; - выход в Интернет имеют – 15 компьютеров; - б) 3 телевизора, 1 видеомагнитофон, 1 видеокамера, 3 фотоаппарата; - в) 4 принтера, 3 сканера, 1 модем, 1 ксерокс, 3 проектора, 1 DVD; - г) 2 магнитофона, 3 музыкальных центра, усилитель BBK; - д) 3 графопроектора, 1 оверхед-проектор; - е) интерактивная приставка «Mimio»; - ж) школьный автобус. Наиболее укомплектованными кабинетами являются кабинеты физики, биологии и химии, кабинет начальных классов, которые оснащены современными наглядными средствами обучения, аудио, медиа- и видеотекой в рамках реализации национального проекта «Образование», что позволяет учителям усовершенствовать образовательный процесс, наполнить его новым содержанием, разнообразить формы работы с учащимися на уроке и, в конечном счете, способствует повышению интеллектуального уровня учащихся, а значит, и качества знаний в школе. В течение 2010-2011 учебного года в обеспечении учебного процесса отмечались следующие изменения: - - общая численность ТСО и оргтехники увеличилась на 11 единиц; - - закуплено 2 новые ученические доски в кабинеты математики и русского языка; - - приобретено 40 комплектов новой ученической мебели, демонстрационные столы в кабинеты физики и химии, вытяжной шкаф, 10 комплектов мебели для школьной столовой на общую сумму 196 000 р. за счет бюджетных средств; Обеспеченность учебными площадями (из расчета на 1 обучаемого) – 12,7м2. В школе функционирует 13 учебных кабинетов, актовый зал, компьютерный класс с медиатекой, комбинированная мастерская и мастерская обслуживающего труда, столовая, библиотека. В целях организации досуга и развития способностей учащихся в школе организована деятельность детских объединений дополнительного образования: спортивных секций, клубов, кружков по интересам, танцевальная студия «Юнити». Кроме того, школа работает в тесном взаимодействии с Евстратовским культурно-досуговым центром, в котором для детей открыта школа-студия народного танца «Батька – Дон», хореографичексое объединение «Улыбка», кружок эстрадно-сценического искусства. За счет реконструкции классной комнаты открыт школьный музей «Русская изба», зал боевой славы. Где могут проводится классные часы и другие мероприятия. Спортивная база школы: игровой спортивный зал и спортплощадка, оборудованная для проведения занятий и спортивных игр, что позволяет организовать занятия в спортивных секциях и на уроках не только учащихся школы, но и сельской молодежи все 5 дней недели с 8-30ч. до 21-00 ч.
1.7. Традиции школы
В школе существуют многолетние традиции, которые определяют основные направления воспитательной работы. Приоритетными для школы являются гражданско-правовое и нравственно-эстетическое воспитание обучающихся. Заметную роль в этом играет школьный музей, в котором проводятся встречи обучающихся с ветеранами труда, бывшими учителями школы, литературные гостиные, организуются экскурсии. Традиционно в школе проводятся следующие мероприятия: - День памяти С.Я. Макевнина, чье имя носит школа; - месячник ГО и пожарной безопасности; - посвящение в первоклассники; - месячник военно-патриотического воспитания; - акции по профилактике правонарушений и преступлений; - день толерантности; - весенняя неделя добра; - День освобождения Россоши и Россошанского района от фашистских захватчиков; - День Победы; - неделя семьи в школе; - вахта памяти, посвященная Дню Победы; - уроки мужества; - конкурс детского творчества, выпуск тематических газет; - Последний звонок, Выпускной бал.
Основная образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения Евстратовская средняя общеобразовательная школа Россошанского муниципального района Воронежской области разработана в соответствии с: • Законом РФ «Об Образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1 (с изменениями и дополнениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля, 31 декабря 2005 г., 16 марта, 6 июля, 3 ноября, 5, 28, 29 декабря 2006 г., 6 января, 5, 9 февраля, 20 апреля, 26, 30 июня, 21 июля, 18, 24 октября, 1 декабря 2007 г., 28 февраля, 24 апреля, 23 июля, 27 октября, 25 декабря 2008 г., 10, 13 февраля, 3 июня, 17 июля 2009 г.); • Требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373); • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26 ноября 2010г. №1241г. Москва «О внесении изменений в ФГОС, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.09г. №373»; • Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19 марта 2001 г. N 196 (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.); • Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», (Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. N 19993); • Уставом МОУ Евстратовская СОШ Россошанского муниципального района Воронежской области; • Правилами внутреннего распорядка МОУ Евстратовская СОШ Россошанского муниципального района Воронежской области; • на основе анализа деятельности образовательного учреждения с учетом возможностей Учебно-методического комплекта «Перспектива» Образовательная программа МОУ Евстратовская СОШ Россошанского муниципального района Воронежской области соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании», в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. 2.1. Актуальность программы. Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность осваивать требования основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания. Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика. Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребёнка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребёнка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений. Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия. Образовательная программа начальной школы направлена на удовлетворение потребностей: • обучающихся — в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности; • общества и государства — в реализации программ развития личности, направленных на формирование способностей к продуктивной творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений, которые обеспечат в будущем становление интеллектуальной элиты. Образовательная программа начального общего образования МОУ Евстратовская СОШ Россошанского муниципального района Воронежской области создана с учётом особенностей сельской школы и традиций учреждения. Специфика контингента обучающихся определяется тем, что большинство будущих первоклассников посещают детский сад «Василек», 10-дневную подготовку на базе школы. Наряду с этим, есть дети, не имеющие начального уровня сформированности УУД: адекватной мотивации учебной деятельности; предпосылок успешного овладения чтением и письмом; произвольного регулирования своего поведения и деятельности; организации и выполнения учебной деятельности в сотрудничестве с учителем. Специфика кадров МОУ Евстратовская СОШ Россошанского муниципального района Воронежской области заключается в том, что из четырех специалистов – двое являются молодыми специалистами. Кроме учителей начальной школы уроки физической культуры ведет учитель специалист. Трое педагогов прошли обучение по вопросам введения ФГОС и владеют современными образовательными технологиями. На протяжении ряда лет школа является экспериментальной площадкой по здоровьесбережению, осуществляется мониторинг деятельности и рефлексивный анализ её хода и результатов. Второй год осуществляется переход на УМК «Перспективная начальная школа» и внедрения инновационных проектов и программ. 2.2. Портрет выпускника начальной школы. Анализ результатов анкетирования обучающихся, родителей и учителей выявил важнейшие черты выпускника начальной школы: нравственно и социально значимые качества (уважение к родной стране, своему народу, его истории, осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой); любознательность, активность в познании мира; готовность действовать самостоятельно и отвечать за свои поступки, высокий уровень овладения учебными навыками и действиями. Образ выпускника — доброжелательный и коммуникабельный; осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни; готовый обучаться в средней школе. Образовательная программа МОУ Евстратовская СОШ Россошанского муниципального района Воронежской области направлена на обеспечение: · гуманистического характера образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; · воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; · единства федерального культурного и образовательного пространства, защиты и развитие системы образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; · общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников; равных возможностей получения качественного начального общего образования; · самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития; · формирования у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира; · формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; · содействия взаимопонимания и сотрудничества между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности; · преемственности основных образовательных программ; · демократизации образования, в том числе посредством развития форм государственно-общественного управления, расширения права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания , методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся; · условий для эффективной реализации и освоения обучающимися Образовательной программы, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
|