ПРОГРАММА
экспериментальной площадки по здоровьесберегающим технологиям в
начальной школе
на базе
МОУ ЕВСТРАТОВСКАЯ СОШ Россошанского муниципального
района Воронежской области
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из приоритетных
задач нового этапа реформирования системы образования становится
сбережение и укрепление здоровья учащихся, выбор образовательных
технологий, соответствующих возрасту, устраняющих перегрузки и
сохраняющие здоровье школьников.
По современным
представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие:
1)
Физическое здоровье, или здоровье тела, которое подразумевает наличие у
организма человека резервных возможностей, обеспечивающих его
оптимальную адаптированность к изменениям внешней и внутренней среды,
2)
Психоэмоциональное здоровье, характеризующееся состоянием внимания,
памяти, мышления, особенностями эмоционально-волевых качеств,
способностью к саморегуляции, управлению своим внутренним
психологическим состоянием,
3)
Социально-нравственное здоровье, отражающее систему ценностей и мотивов
поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, проявляющееся
в признании общечеловеческих духовных ценностей, в уважении к иным
точкам зрения и результатам чужого труда, активной жизненной позицией.
Для формирования,
сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека,
необходимо внедрение в деятельность образовательных учреждений
здоровьесберегающих технологий, под которыми следует понимать систему
мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие
характеристики образовательной среды с точки зрения её воздействия на
здоровье учащихся.
Школьная среда – мощный
фактор, влияющий на здоровье детей и подростков, поэтому важно эту среду
сделать органичной, естественной для ребёнка. В связи с тем, что большую
часть времени ученики проводят в стенах ОУ, возникает необходимость
превращения образовательной среды в реабилитационно - оздоровительную и
просветительскую среду, с целью создания единого адаптационного
пространства, неразрывно соединяющего педагогику, психологию, медицину,
школу и семью.
Цель
здоровьесберегающей программы:
1)
Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения
в школе.
2)
Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства,
отвечающего медицинскому и педагогическому принципу «Не навреди!», путём
создания необходимого инновационного потенциала, организационных,
методологических, методических предпосылок для комплексного решения
проблемы укрепления и сохранения здоровья детей.
3)
Обеспечение психологического комфорта для всех участников
образовательного процесса.
4)
Сформировать у школьников необходимые знания, умения и навыки по
здоровому образу жизни,
5)
Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Поставленная цель
реализуется посредством решения следующих задач:
1)
создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения,
отвечающее нормам САНПиНов,
2)
создание и обновление оздоровительной инфраструктуры (медицинский
кабинет и оборудование, школьная столовая и её оснащение, организация
качественного питания для всех учащихся, 100%-ное обеспечение
необходимым квалифицированным персоналом специалистов: учителя
физической культуры, педагоги-психологи, педагоги-логопеды, медицинская
сестра),
3)
рациональная организация учебного процесса в МОУ,
4)
организация просветительско-воспитательной работы с учащимися,
направленной на формирование ценности здоровья и навыков здорового
образа жизни,
5)
проведение методической работы с педагогами и воспитателями ГПД,
направленной на повышение их уровня знаний об эффективных
здоровьесберегающих методах и технологиях и их освоение (лектории,
семинары, круглые столы, тренинги, разработка программ, подготовка и
издание листовок, брошюр для педагогов и родителей),
6)
организация физкультурно-оздоровительной работы с учащимися МОУ
(совместно с ФАПом с.Евстратовка),
7)
организация необходимой медико-социальной и психолого-педагогической
помощи школьникам,
8)
проведение консультаций специалистов для учащихся и родителей,
9)
формирование комплексной просветительской деятельности в
здоровьесберегающей сфере совместно с другими учреждениями и
организациями.
С учётом сложившейся в
школе практики решения этих вопросов, анализа состояния здоровья
учащихся работа по оздоровлению проводится по следующим приоритетным
направлениям:
1.
Укрепление материальной базы для проведения мониторинга состояния
здоровья, создания условий, обеспечивающих оптимизацию учебного процесса
и повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы.
2.
Мониторинг состояния здоровья.
3.
Повышение квалификации педагогов и родителей в вопросе охраны здоровья,
оптимизации учебного процесса, проблем диагностики и преодоления
школьных трудностей.
4.
создание адаптивной среды и обеспечение условий для получения
полноценного образования для детей, имеющих особенности развития.
5.
Экспериментальная работа начальной школы по охране и укреплению
здоровья.
6.
повышение уровня знаний родителей в вопросах охраны и укрепления
здоровья, воспитания здорового образа жизни, предупреждения школьных
проблем, помощи детям с особенностями развития и трудностями в обучении.
Воспитательная
деятельность в МОУ опирается на Конституцию РФ, законы в области
образования, нормативные документы, Устав школы.
Методическое
объединение классных руководителей и воспитателей ГПД, педагогов
дополнительного образования ставят перед собой следующие задачи с
точки зрения применения здоровьесберегающих технологий:
1) В
начальной школе: создать условия для комфортного ощущения ребёнка в
школе, для его полноценного развития, для сохранения его здоровья,
Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе школы с
точки зрения
А С П Е К Т О В О З Д О Р О В Л Е Н И Я младших школьников:
1.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ, который состоит в воспитании у детей
бережного отношения к своему здоровью, понимания ценности и важности
поддержания организма в здоровом состоянии, пробуждения и роста желания
следовать здоровому образу жизни:
1) Кл.
часы «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ», практикумы, беседы, лектории, конкурсы
здоровьесберегающих плакатов и рисунков,
2)
Организация встреч и тематических бесед с медработниками ФАПа и ЦРБ,
3)
буклеты, листовки для родителей и школьников на здоровьесберегающую
тему.
4)
Просмотр видеофильмов, мультимедийных презентаций, театральных
постановок на темы здоровьесбережения (ДО «Кукольный театр» при МОУ
Евстратовская СОШ, эстрадно-сценического ДО при МУК Евстратовский КДЦ),
5)
Контроль пропусков учебных занятий по уважительным и неуважительным
причинам. Поощрение детей и классных коллективов, имеющих меньше всего
пропусков уроков по медицинским справкам.
6)
Осознание престижности занятий спортом, возможности достичь успеха в
этом направлении как мощной альтернативы пагубному влиянию дурных
пристрастий: курению, алкоголю, наркотикам.
2.
ОБУЧАЮЩИЙ, который состоит в обучении детей нормам
здорового образа жизни, приёмам и методам его реализации, в определении
вредных привычек совместно с рекомендациями по их устранению:
1) В 1
- 4 классах проведение кл.часов «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ» с дыхательной
гимнастикой, точечным самомассажем.
2)
Уроки физкультуры с дыхательной гимнастикой и комплексом
специальных
упражнений.
3)
Уроки ознакомления с окружающим миром в 1 – 4 кл,
4)
Уроки физического воспитания в 1 – 4 кл (2 раза в неделю)
3.
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ, который состоит в профилактике наиболее широко
распространённых заболеваний, в создании образовательной среды,
обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов
учебно-воспитательного процесса, а так же улучшение через это таких
качеств школьников, как психическая уравновешенность, спокойствие,
сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные
способности:
1)
МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
·
Профосмотры школьников
медработниками ФАПа (по графику),
·
Консультации детей и
работников школы узкими специалистами- медиками (1 раз в год)
·
Диспансерное наблюдение за
здоровыми детьми и детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья
·
Вакцинация школьников и
работников школы в осеннее-весенний период для профилактики простудных
заболеваний.
2)
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
·
Наличие собственного оборудованного пищеблока,
·
Наличие спортивной площадки (футбольное поле,
баскетбольная площадка, комплекс «Лабиринт», песочные ямы для прыжков в
высоту и длину, комплекс «Дом» и т.д.)
·
Наличие стадиона ООО «Восток-Агро»
·
Наличие детского городка
3)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
·
Ежегодное обучение педработников приёмам оздоровительной
работы в пришкольных летних оздоровительных лагерях,
·
Разработка годичного цикла бесед и практических занятий по
здоровьесбережению в 1 – 4 кл «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»,
·
Создание и ведение МОНИТОРИНГА здоровья основных
участников образовательного процесса,
·
Создание и ведение
мониторинга физической подготовленности учащихся
·
Разработана школьная Программа деятельности
образовательного учреждения по оздоровлению и пропаганде здорового
образа жизни, в которой представлены все направления деятельности по
здоровьесбережению.
·
Внесение вопросов по здоровьезбережению в Программу
развития школы, годовой план работы школы, в работу МО классных
руководителей и МО учителей начальных классов.
·
4)
В ХОДЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА:
3.4.1. На уроках:
1. Строгая
дозировка учебной нагрузки в соответствии с нормами САН-
Пина,
2.
Организация в 1 – 8 кл – пятидневной рабочей недели,
9-11 кл – шестидневной
рабочей недели.
3.
Организация адаптационного периода для первоклассников в течение
1
четверти (3 урока по 35 минут с проведением 2-3 физминуток,
проведение специальных физминуток на уроках письма для рук и
пальчиков и для глаз, четвёртым уроком можно проводить игровые
занятия
на открытом воздухе, экскурсии),
4.Комплексы
специальной гимнастики,
5. Подвижные игры.
6. Создание
образовательной среды, обеспечивающей снятие всех
стрессообразующих
факторов учебно-воспитательного процесса
(построение урока
с учётом динамичности учащихся, их
работоспособности, атмосфера доброжелательности, вера в силы
ребёнка,
индивидуальный подход, творческий характер
образовательного
процесса с использованием активных методов и форм обучения и воспитания,
с применением личностно-ориентированных образовательных технологий .
Необходимо и обеспечение мотивации образовательного процесса, создание
для каждого ситуации успеха, рациональная организация двигательной
активности детей, обеспечение адекватного восстановления сил сменой
видов деятельности (в норме 4 – 7 видов за урок), регулярным
чередованием периодов напряжённой активной работы и расслабления во
избежание переутомления детей.
Использование научно обоснованной системы повторения для прочного
запоминания, как необходимого условия здоровьесберегающих технологий.).
3.4.2. Вне уроков
физкультуры:
1. Организация
охранительного педагогического режима:
1)
Составление расписания уроков с учётом динамики работоспособности
младших школьников.
2) Малая
наполняемость класса (до 15 учащихся).
3)
Продолжительность уроков 35-45 мин
4)
Оборудование современных парт (выставляется высота крышки парты и
сиденья стула) стационарными подставками под учебники и ручки.
5)
Динамическая пауза после третьего урока с обедом – 15 мин, после
четвёртого урока – динамическая пауза без обеда,
2. Утренняя гимнастика
до начала занятий в 8. 20 ч
3. Физпауза на 20
минуте уроков:
1) локальная
гимнастика для различных частей тела: пальцы, шея, лицо (точечный
самомассаж) - для профилактики простудных
заболеваний,
2) дыхательная
гимнастика,
3) упражнения для
глаз, использование траекторий по технологии
В.Ф.
Базарного,
4) подвижные
физпаузы в игровой форме,
5) пальчиковая
гимнастика,
6) гимнастика
для бодрости.
4. Подвижные перемены.
5. Обязательное
проведение предметных плановых экскурсий и прогулок в природу.
7. Фиточай (шиповник) с ноября по
март *Мероприятия,
8. «луковое
дыхание» проводимые
9. Элементы точечного
самомассажа. в период
10.Витаминизация поливитаминным препаратом эпидемии
РЕВИТ
(ноябрь - апрель) гриппа
5)
ВО ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ:
3.5.1. В кружках и секциях:
1)
Занятия в спортивных секциях (футбол, волейбол, баскетбол, ОФП).
2) Занятия в
вокально-хореографическом ансамбле «Батька Дон»
3) Занятие в кружке
«Кукольный театр» при школе
4) Занятие в
хореографическом ДО «Улыбка» при МУК Евстратовский КДЦ,
5) Занятие в
эстрадно-сценическом кружке при МУК Евстратовский КДЦ,
6) Введение
обязательного кл.часа «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ» и подвижных игр на открытом
воздухе
3.5.2. Участие в
общешкольных и районных спортивных праздниках и
состязаниях:
1) 1 раз в четверть
проведение Дня здоровья,
2) Общешкольная туриада
к международному Дню туриста,
3) Внутришкольные матчи
и соревнования по футболу, баскетболу,
пионерболу,
4) Общешкольный турнир
по настольному теннису, шашкам,
шахматам.
5) Районный кросс.
6) Ежегодная
общешкольная военно-спортивная игра «Зарница» на
территории села для
1 – 7 классов
7) Общешкольный
экологический десант в сосновый лес х.Малая Меженка 30 мая.
3.5.3. Участие
школьников в решении проблем местного социума:
1) Уборка закреплённой
территории школы,
2) Участие в очистке от
сорной растительности с.Евстратовка.
3) Организация
дежурства в классе.
4) Организация ухода за
цветами своего класса и живым уголком
6)
организация
участия родителей в формировании здорового образа жизни в школе
·
Оборудование парт в начальной школе подставками под ручки
и учебники,
·
Монтирование террариума для среднеазиатских черепах,
·
Монтирование подставок для цветов,
·
Монтирование дидактического комплекса «Дидактика» в
кабинете начальной школы
·
Участие родителей в спортивно-оздоровительных мероприятиях
школы вместе с детьми,
·
Организация для родителей лекториев, встреч и тематических
бесед с медработниками ФАПа и ЦРБ,
·
7) ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВИЛЬНОГО
СБАЛАНСИРОВАННОГО ПИТАНИЯ В ШКОЛЬНОЙ
СТОЛОВОЙ от ООО «Общепит»
г.Россошь:
·
Фиточай (шиповник): после 1 –го урока (09.15ч) с
ноября по март,
·
Горячий завтрак: после 3-го урока (11.05ч),
·
Приём молока (младшие классы) по губернаторской
программе «ШКОЛЬНОЕ МОЛОКО» (понедельник, среда, пятница – после 1 –го
урока в 09.15)
8)
Витаминотерапия (витаминизация пищевого рациона, потребление йодированного хлеба, соли,
салата из морской капусты, овощных салатов)
9)
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА УЧАЩИХСЯ В
ПРИШКОЛЬНЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ И ПРОФИЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ:
§
1-2
детских пришкольных оздоровительных лагеря дневного пребывания на
30 мест на 21 день за счёт средств социального страхования областного
бюджета;
§
6 профильных лагерей за счёт средств социального страхования
местного бюджета: эстетических, трудовых, спортивных, туристических
лагеря на 15 мест на 5 дней;
§
3 районных: турслёт – на 10 мест на 5 дней, археологический –
на 10 мест на 10 дней, футбольный – на 10 мест на 5 дней),
§
Для 14 – 17 летних школьников – трудовая бригада на 15 мест на
20 дней от районного центра трудовой адаптации подростков,
§
Отдых школьников из социально неблагополучных семей в районном центре
реабилитации,
§
Районный детский оздоровительный лагерь «БЕРЁЗКА» с.Архиповка (4
смены),
§
ДОЛ «ЧАЙКА» г.Павловск для детей работников нашего хозяйства ООО
«Восток-Агро»,
§
Профилакторий-санаторий
«ДУБРАВА» для детей работников ООО «Минудобрения»,
§
Ежегодный организованный отдых участников танцевально-хореографического
ансамбля «БАТЬКА-ДОН» на 21 место на 5 дней на побережье Чёрного моря,
§
Оздоровление школьников за счёт средств социального страхования в
санаториях Воронежской области и г.Анапа на 21 день.
4.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ, для профилактики и коррекции психоневрологических
нарушений у детей:
1)
Физминутки и упражнения на релаксацию во время уроков,
2)
Колер стен и классной мебели с учётом характера воздействия цвета
на человека,
3)
Организация учебного процесса с безотметочным обучением у 1–
воклассников для положительной адаптации к школе,
4)
Организация адаптационного периода для первоклассников в течение
1 четверти (отсутствие домашних заданий, введены дополнительные
недельные каникулы в середине 3 четверти).
5)
Индивидуальный подход с учётом психофизических возможностей
ребёнка,
6)
Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех
стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса ( построение
учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями
становления психических функций - переход от совместных действий к
самостоятельным, от действия в материальном плане к речевому и
умственному планам выполнения действий т.д., создание для каждого
ситуации успеха).
7)
Возрастной подход к организации школьной жизни ребёнка с учётом
закономерностей его психического развития. Благодаря этому
обеспечивается преемственность в развитии каждого ребёнка на каждом
этапе школьного образования.
8)
Контроль в процессе обучения через показатели возрастных и
индивидуально-личностных возможностей и интересов ребёнка, показатели
социализации детей и показатели здоровья школьников.
Состояние здоровья школьников (
физического, психологического, социального и нравственного) должно стать
приоритетным при оценке эффективности образования.
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ по ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ:
- Формирование социального партнёрства между
педагогами и родителями по здоровье- сбережению посредством
лекториев на родительских собраниях, встреч с медработниками
Евстратовского ФАПа и Россошанской ЦРБ,
- Формирование социального партнёрства между ОУ,
занимающимся по этой же проблеме
Поставленная цель реализуется посредством
решения следующих задач:
1)
создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения,
отвечающее нормам САНПиНов,
2)
создание и обновление оздоровительной инфраструктуры (медицинский
кабинет и оборудование, школьная столовая и её оснащение, организация
качественного питания для всех учащихся, 100%-ное обеспечение
необходимым квалифицированным персоналом специалистов: учителя
физической культуры, педагоги-психологи, педагоги-логопеды, медицинская
сестра),
3)
рациональная организация учебного процесса в МОУ,
4)
организация просветительско-воспитательной работы с учащимися,
направленной на формирование ценности здоровья и навыков здорового
образа жизни (кл. часы «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ», беседы, праздники, рекламные
проспекты и буклеты для родителей, ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ШКОЛЫ),
5)
проведение методической работы с педагогами, направленной на повышение
их уровня знаний об эффективных здоровьесберегающих методах и
технологиях и их освоение (лектории, семинары, круглые столы, тренинги,
разработка программ, подготовка и издание листовок, брошюр для педагогов
и родителей),
6)
организация физкультурно-оздоровительной работы с учащимися МОУ
(совместно с ФАПом с.Евстратовка),
7)
организация необходимой медико-социальной и психолого-педагогической
помощи школьникам,
8)
проведение консультаций специалистов для учащихся и родителей,
9)
Экспериментальная работа школы по охране и укреплению здоровья по охране
и укреплению здоровья школьников, повышению уровня знаний родителей в
вопросах охраны и укрепления здоровья, воспитания здорового образа
жизни, предупреждения школьных проблем, помощи детям с особенностями
развития и трудностями в обучении.
10)
Витаминизация питания школьников (горячий завтрак в столовой, фиточай
из шиповника),
11)
Использование таких приёмов профилактики гриппа и ОРВИ: «ЛУКОВОЕ
ДЫХАНИЕ», фиточай из шиповника, масочный режим,
12)
Организация летнего оздоровительного отдыха школьников,
13)
Приобретение лампы УФО для обработки кабинетов и рекреаций школы в
период эпидемии гриппа
|