Экспериментальная площадка

приказ

цель

программа

самоанализ

мед.карты

календарь прививок

для родителей

полезная информация

ПРОГРАММА

экспериментальной площадки по здоровьесберегающим технологиям в начальной школе

на базе МОУ  ЕВСТРАТОВСКАЯ  СОШ    Россошанского муниципального района Воронежской области

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, выбор образовательных технологий, соответствующих возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющие здоровье школьников.

По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие:

1)      Физическое здоровье, или здоровье тела, которое подразумевает наличие у организма человека резервных возможностей, обеспечивающих его оптимальную адаптированность к изменениям внешней и внутренней среды,

2)      Психоэмоциональное здоровье, характеризующееся состоянием внимания, памяти, мышления, особенностями эмоционально-волевых качеств, способностью к саморегуляции, управлению своим внутренним психологическим состоянием,

3)      Социально-нравственное здоровье, отражающее систему ценностей и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, проявляющееся в признании общечеловеческих духовных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда, активной жизненной позицией.

Для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека, необходимо внедрение в деятельность образовательных учреждений здоровьесберегающих технологий, под которыми следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения её воздействия на здоровье учащихся.

Школьная среда – мощный фактор, влияющий на здоровье детей и подростков, поэтому важно эту среду сделать органичной, естественной для ребёнка. В связи с тем, что большую часть времени ученики проводят в стенах ОУ, возникает необходимость превращения образовательной среды в реабилитационно - оздоровительную и просветительскую среду, с целью создания единого адаптационного пространства, неразрывно соединяющего педагогику, психологию, медицину, школу и  семью.

 

Цель здоровьесберегающей программы:

1)      Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе.

2)      Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу «Не навреди!», путём создания необходимого инновационного потенциала, организационных, методологических, методических предпосылок для комплексного решения проблемы укрепления и сохранения здоровья детей.

3)      Обеспечение психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.

4)      Сформировать у школьников необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,

5)      Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

 

Поставленная цель реализуется посредством решения следующих задач:

1)      создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения, отвечающее нормам САНПиНов,

2)      создание и обновление оздоровительной инфраструктуры (медицинский кабинет и оборудование, школьная столовая и её оснащение, организация качественного питания для всех учащихся, 100%-ное обеспечение необходимым квалифицированным персоналом специалистов: учителя физической культуры, педагоги-психологи, педагоги-логопеды, медицинская сестра),

3)      рациональная организация учебного процесса в МОУ,

4)      организация просветительско-воспитательной работы с учащимися, направленной на формирование ценности здоровья и навыков здорового образа жизни,

5)      проведение методической работы с педагогами и воспитателями ГПД, направленной на повышение их уровня знаний об эффективных здоровьесберегающих методах и технологиях  и их освоение (лектории, семинары, круглые столы, тренинги, разработка программ, подготовка и издание листовок, брошюр для педагогов и родителей),

6)      организация физкультурно-оздоровительной работы с учащимися МОУ (совместно с ФАПом с.Евстратовка),

7)      организация необходимой медико-социальной и психолого-педагогической помощи школьникам,

8)      проведение консультаций специалистов для учащихся и родителей,

9)      формирование комплексной просветительской деятельности в здоровьесберегающей сфере совместно с другими учреждениями и организациями.

 

С учётом сложившейся в школе практики решения этих вопросов, анализа состояния здоровья учащихся работа по оздоровлению проводится по следующим приоритетным направлениям:

1.      Укрепление материальной базы для проведения мониторинга состояния здоровья, создания условий, обеспечивающих оптимизацию учебного процесса и повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы.

2.      Мониторинг состояния здоровья.

3.      Повышение квалификации педагогов и родителей в вопросе охраны здоровья, оптимизации учебного процесса, проблем диагностики и преодоления школьных трудностей.

4.      создание адаптивной среды и обеспечение условий для получения полноценного образования для детей, имеющих особенности развития.

5.      Экспериментальная работа начальной школы по охране и укреплению здоровья.

6.      повышение уровня знаний родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья, воспитания здорового образа жизни, предупреждения школьных проблем, помощи детям с особенностями развития и трудностями в обучении.

 

Воспитательная деятельность в МОУ опирается на Конституцию РФ, законы в области образования, нормативные документы, Устав школы.

Методическое объединение классных руководителей и воспитателей ГПД, педагогов дополнительного образования ставят перед собой следующие задачи с точки зрения применения здоровьесберегающих технологий:

1)      В начальной школе: создать условия для комфортного ощущения ребёнка в школе, для его полноценного развития, для сохранения его здоровья,

 

Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе школы с точки зрения

А С П Е К Т О В     О З Д О Р О В Л Е Н И Я    младших школьников:

 

1.        ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ, который состоит в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимания ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии, пробуждения и роста желания следовать здоровому образу жизни:

1)      Кл. часы «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ», практикумы, беседы, лектории, конкурсы здоровьесберегающих плакатов и рисунков,

2)      Организация встреч и тематических бесед с медработниками ФАПа и ЦРБ,

3)      буклеты, листовки для родителей и школьников на здоровьесберегающую тему.

4)      Просмотр видеофильмов, мультимедийных презентаций, театральных постановок на темы здоровьесбережения (ДО «Кукольный театр» при МОУ Евстратовская СОШ, эстрадно-сценического ДО при МУК Евстратовский КДЦ),

5)      Контроль пропусков учебных занятий по уважительным и неуважительным причинам. Поощрение детей и классных коллективов, имеющих меньше всего пропусков уроков по медицинским справкам.

6)      Осознание престижности занятий спортом, возможности достичь успеха в этом направлении как мощной альтернативы пагубному влиянию дурных пристрастий: курению, алкоголю, наркотикам.

 

2.        ОБУЧАЮЩИЙ,  который состоит в обучении детей нормам здорового образа жизни, приёмам и методам его реализации, в определении вредных привычек совместно с рекомендациями по их устранению:

1)      В 1 - 4 классах проведение кл.часов «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ» с дыхательной гимнастикой, точечным самомассажем.

2)      Уроки физкультуры с дыхательной гимнастикой и комплексом специальных 

упражнений.

3)      Уроки  ознакомления с окружающим миром в 1 – 4 кл,

4)      Уроки физического воспитания в 1 – 4 кл (2 раза в неделю)

 

3.      ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ,  который состоит в профилактике наиболее широко распространённых заболеваний, в создании образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса, а  так же улучшение через это таких качеств школьников, как психическая уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные  способности:

 

1)       МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

·         Профосмотры школьников медработниками ФАПа (по графику),

·         Консультации детей и работников школы узкими специалистами- медиками (1 раз в год)

·         Диспансерное наблюдение за здоровыми детьми и детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья

·         Вакцинация школьников и работников школы в осеннее-весенний период для профилактики простудных заболеваний.

2)       МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

·         Наличие собственного оборудованного пищеблока,

·         Наличие спортивной площадки (футбольное поле, баскетбольная площадка, комплекс «Лабиринт», песочные ямы для прыжков в высоту и длину, комплекс «Дом» и т.д.)

·         Наличие стадиона ООО «Восток-Агро»

·         Наличие детского городка

3)       МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

·         Ежегодное обучение педработников приёмам оздоровительной работы в пришкольных летних оздоровительных лагерях,

·         Разработка годичного цикла бесед и практических занятий по здоровьесбережению в 1 – 4 кл «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»,

·         Создание и ведение МОНИТОРИНГА здоровья основных участников образовательного процесса,

·         Создание и ведение мониторинга физической подготовленности учащихся

·         Разработана школьная Программа   деятельности   образовательного учреждения по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни, в которой представлены все направления деятельности по здоровьесбережению.

·         Внесение вопросов по здоровьезбережению в Программу развития школы, годовой план работы школы, в работу МО классных руководителей и МО учителей начальных классов.

·          

4)       В  ХОДЕ  УЧЕБНОГО  ПРОЦЕССА:

3.4.1. На уроках:

            1. Строгая дозировка учебной нагрузки в соответствии с нормами САН-

                Пина,

            2. Организация в 1 – 8 кл – пятидневной рабочей недели,

                                           9-11 кл – шестидневной рабочей недели.

            3. Организация адаптационного периода для первоклассников в течение

                1 четверти (3 урока по 35 минут с проведением 2-3 физминуток,

                проведение специальных физминуток на уроках письма для рук и

                пальчиков и для глаз, четвёртым уроком можно проводить игровые

                занятия на открытом воздухе, экскурсии),

             4.Комплексы специальной гимнастики,

 5. Подвижные игры.

 6. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех 

     стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса 

     (построение урока с учётом динамичности учащихся, их

     работоспособности, атмосфера доброжелательности, вера в силы

     ребёнка, индивидуальный подход, творческий характер    

     образовательного процесса с использованием активных методов и форм обучения и воспитания, с применением личностно-ориентированных образовательных технологий . Необходимо и обеспечение мотивации образовательного процесса, создание для каждого ситуации успеха, рациональная организация двигательной активности детей, обеспечение адекватного восстановления сил сменой видов деятельности (в норме 4 – 7 видов за урок), регулярным чередованием периодов напряжённой активной работы и расслабления во избежание переутомления детей. 

            Использование научно обоснованной системы повторения для прочного запоминания, как необходимого условия здоровьесберегающих технологий.).

                              3.4.2. Вне уроков физкультуры:

1. Организация  охранительного педагогического режима:

1)     Составление расписания уроков с учётом  динамики работоспособности  младших школьников.

2)     Малая наполняемость класса (до 15 учащихся).

3)     Продолжительность уроков 35-45 мин

4)     Оборудование современных парт (выставляется высота крышки парты и сиденья стула) стационарными подставками под учебники  и  ручки.

5)     Динамическая  пауза после третьего урока с обедом – 15 мин, после четвёртого урока – динамическая пауза без обеда,

2. Утренняя гимнастика до начала занятий в 8. 20 ч

3. Физпауза на 20 минуте уроков:

     1) локальная гимнастика для различных частей тела: пальцы, шея,  лицо (точечный самомассаж) - для  профилактики простудных

         заболеваний,

      2) дыхательная гимнастика,

      3) упражнения для глаз, использование траекторий  по технологии  

          В.Ф. Базарного,

      4) подвижные физпаузы в игровой форме,

      5) пальчиковая  гимнастика,

      6) гимнастика  для бодрости.

4. Подвижные перемены.

5. Обязательное проведение предметных плановых экскурсий и прогулок в  природу.

7. Фиточай  (шиповник) с ноября по март                        *Мероприятия,                                                               

8. «луковое дыхание»                                                             проводимые

9. Элементы точечного самомассажа.                                      в период

                                            10.Витаминизация  поливитаминным препаратом                 эпидемии

    РЕВИТ (ноябрь - апрель)                                                       гриппа

 

5)       ВО ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ:

                                     3.5.1. В кружках и секциях:

                                               1) Занятия в спортивных секциях (футбол, волейбол, баскетбол, ОФП).

2) Занятия в вокально-хореографическом ансамбле «Батька Дон»

3) Занятие в кружке «Кукольный театр» при школе

4) Занятие в хореографическом ДО «Улыбка» при МУК Евстратовский КДЦ,

5) Занятие в эстрадно-сценическом кружке при МУК Евстратовский КДЦ,

6) Введение обязательного кл.часа «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»  и подвижных игр на открытом воздухе

                               3.5.2. Участие в общешкольных и районных спортивных праздниках и

                                         состязаниях:

1) 1 раз в четверть проведение Дня здоровья,

2) Общешкольная туриада к международному Дню туриста,

3) Внутришкольные матчи и соревнования по футболу, баскетболу,      

    пионерболу,

4) Общешкольный турнир по настольному теннису, шашкам,

    шахматам. 

5) Районный кросс.

6) Ежегодная общешкольная военно-спортивная игра «Зарница» на

    территории села для 1 – 7 классов

7) Общешкольный экологический десант в сосновый лес х.Малая Меженка 30 мая.

                                 3.5.3. Участие школьников в решении проблем местного социума:

1) Уборка закреплённой территории школы,

2) Участие в очистке от сорной растительности  с.Евстратовка.

3) Организация дежурства в классе.

4) Организация ухода за цветами своего класса и живым уголком

             

6) организация участия родителей в формировании здорового образа жизни в школе

·         Оборудование парт в начальной школе подставками под ручки и учебники,

·         Монтирование террариума для среднеазиатских черепах,

·         Монтирование подставок для цветов,

·         Монтирование дидактического комплекса «Дидактика» в кабинете начальной школы

·         Участие родителей в спортивно-оздоровительных мероприятиях школы вместе с детьми,

·         Организация для родителей лекториев, встреч и тематических бесед с медработниками ФАПа и ЦРБ,

·          

7) ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВИЛЬНОГО СБАЛАНСИРОВАННОГО ПИТАНИЯ В ШКОЛЬНОЙ

    СТОЛОВОЙ от  ООО «Общепит» г.Россошь:

·  Фиточай (шиповник): после 1 –го урока (09.15ч) с ноября по март,

·  Горячий завтрак: после 3-го урока (11.05ч),

·  Приём молока (младшие классы) по губернаторской программе «ШКОЛЬНОЕ МОЛОКО» (понедельник, среда, пятница – после 1 –го урока в 09.15)

8) Витаминотерапия (витаминизация пищевого рациона, потребление йодированного хлеба, соли, салата из морской капусты, овощных салатов)

 

9) ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА УЧАЩИХСЯ В ПРИШКОЛЬНЫХ   ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ  И  ПРОФИЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ:

§   1-2 детских пришкольных оздоровительных лагеря дневного пребывания на 30 мест на 21 день за счёт средств социального страхования областного бюджета;

§  6 профильных  лагерей за счёт средств социального страхования  местного бюджета: эстетических, трудовых, спортивных, туристических лагеря на 15 мест на 5 дней;

§  3 районных: турслёт – на  10 мест на 5 дней, археологический – на  10 мест на 10 дней, футбольный – на  10 мест на 5 дней),

§  Для 14 – 17 летних школьников – трудовая бригада на 15 мест на  20 дней от районного центра трудовой адаптации подростков,

§  Отдых школьников из социально неблагополучных семей в районном центре реабилитации,

§  Районный детский оздоровительный лагерь «БЕРЁЗКА» с.Архиповка (4 смены),

§  ДОЛ «ЧАЙКА» г.Павловск для детей работников нашего хозяйства ООО «Восток-Агро»,

§  Профилакторий-санаторий «ДУБРАВА» для детей работников ООО «Минудобрения»,

§  Ежегодный организованный отдых участников танцевально-хореографического ансамбля «БАТЬКА-ДОН» на 21 место на 5 дней на побережье Чёрного моря,

§  Оздоровление школьников за счёт средств социального страхования в санаториях Воронежской области и г.Анапа на 21 день.

 

4.      ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ,  для профилактики и коррекции психоневрологических нарушений у детей:

1)      Физминутки и упражнения  на релаксацию во время уроков,

2)      Колер стен и классной мебели с учётом характера воздействия цвета на человека,

3)      Организация учебного процесса с безотметочным обучением  у  1– воклассников для положительной адаптации к школе,

4)      Организация адаптационного периода для первоклассников в течение 1 четверти (отсутствие домашних заданий, введены дополнительные недельные каникулы в середине 3 четверти).

5)      Индивидуальный подход  с учётом психофизических возможностей ребёнка,

6)      Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех  стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса ( построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций - переход от совместных действий к самостоятельным, от действия в материальном плане к речевому и умственному планам выполнения действий т.д., создание для каждого ситуации успеха).

7)      Возрастной подход к организации школьной жизни ребёнка с учётом закономерностей его психического развития. Благодаря этому обеспечивается преемственность в развитии каждого ребёнка на каждом этапе школьного образования.

8)      Контроль в процессе обучения через показатели возрастных и индивидуально-личностных возможностей и интересов ребёнка, показатели социализации детей и показатели здоровья школьников.

 

 

Состояние здоровья школьников ( физического, психологического, социального и нравственного) должно стать приоритетным при оценке эффективности образования.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ по ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ:

 

  1. Формирование социального партнёрства между педагогами и родителями по  здоровье- сбережению посредством лекториев на родительских собраниях, встреч с медработниками Евстратовского ФАПа и Россошанской ЦРБ,
  2. Формирование социального партнёрства между ОУ, занимающимся по этой же проблеме

 

Поставленная цель реализуется посредством решения следующих задач:

1)      создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения, отвечающее нормам САНПиНов,

2)      создание и обновление оздоровительной инфраструктуры (медицинский кабинет и оборудование, школьная столовая и её оснащение, организация качественного питания для всех учащихся, 100%-ное обеспечение необходимым квалифицированным персоналом специалистов: учителя физической культуры, педагоги-психологи, педагоги-логопеды, медицинская сестра),

3)      рациональная организация учебного процесса в МОУ,

4)      организация просветительско-воспитательной работы с учащимися, направленной на формирование ценности здоровья и навыков здорового образа жизни (кл. часы «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ», беседы, праздники, рекламные проспекты и буклеты для родителей, ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ   ШКОЛЫ),

5)      проведение методической работы с педагогами, направленной на повышение их уровня знаний об эффективных здоровьесберегающих методах и технологиях  и их освоение (лектории, семинары, круглые столы, тренинги, разработка программ, подготовка и издание листовок, брошюр для педагогов и родителей),

6)      организация физкультурно-оздоровительной работы с учащимися МОУ (совместно с ФАПом с.Евстратовка),

7)      организация необходимой медико-социальной и психолого-педагогической помощи школьникам,

8)      проведение консультаций специалистов для учащихся и родителей,

9)      Экспериментальная работа школы по охране и укреплению здоровья по охране и укреплению здоровья школьников, повышению уровня знаний родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья, воспитания здорового образа жизни, предупреждения школьных проблем, помощи детям с особенностями развития и трудностями в обучении.

10)   Витаминизация питания школьников (горячий завтрак в столовой, фиточай из шиповника),

11)  Использование таких приёмов профилактики гриппа и ОРВИ: «ЛУКОВОЕ ДЫХАНИЕ», фиточай из шиповника, масочный режим,

12)   Организация летнего оздоровительного отдыха школьников,

13)   Приобретение лампы УФО для обработки кабинетов и рекреаций школы в период эпидемии гриппа

 

 

Hosted by uCoz