Экспериментальная площадка

приказ

тема

программа

самоанализ

мед.карты

календарь прививок

для родителей

полезная информация

САМОАНАЛИЗ

деятельности по оздоровительной работы

Муниципального общеобразовательного учреждения

Евстратовская средняя общеобразовательная школа

Россошанского муниципального района Воронежской области

           Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, выбор образовательных технологий, соответствующих возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющие здоровье школьников.

По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие (физическое здоровье, психоэмоциональное здоровье, социально-нравственное здоровье)

           Для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека, необходимо внедрение в деятельность образовательных учреждений здоровьесберегающих технологий, под которыми следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения её воздействия на здоровье учащихся.

           Школьная среда – мощный фактор, влияющий на здоровье детей и подростков, поэтому важно эту среду сделать органичной, естественной для ребёнка. В связи с тем, что большую часть времени ученики проводят в стенах ОУ, возникает необходимость превращения образовательной среды в реабилитационно - оздоровительную и просветительскую среду, с целью создания единого адаптационного пространства, неразрывно соединяющего педагогику, психологию, медицину, школу и  семью.

  

           Цель здоровьесберегающейдеятельности в школе:

Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе.

Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу «Не навреди!», путём создания необходимого инновационного потенциала, организационных, методологических, методических предпосылок для комплексного решения проблемы укрепления и сохранения здоровья детей.

Обеспечение психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.

Сформировать у школьников необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,

Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

С учётом сложившейся в школе практики решения этих вопросов, анализа состояния здоровья учащихся работа по оздоровлению проводится по следующим приоритетным направлениям:

Укрепление материальной базы для проведения мониторинга состояния здоровья, создания условий, обеспечивающих оптимизацию учебного процесса и повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы.

Мониторинг состояния здоровья.

Повышение квалификации педагогов и родителей в вопросе охраны здоровья, оптимизации учебного процесса, проблем диагностики и преодоления школьных трудностей.

создание адаптивной среды и обеспечение условий для получения полноценного образования для детей, имеющих особенности развития.

Экспериментальная работа школы по охране и укреплению здоровья.

повышение уровня знаний родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья, воспитания здорового образа жизни, предупреждения школьных проблем, помощи детям с особенностями развития и трудностями в обучении.

 

Воспитательная деятельность в МОУ опирается на Конституцию РФ, законы в области образования, нормативные документы, Устав школы.

Методическое объединение классных руководителей и воспитателей ГПД, педагогов дополнительного образования ставят перед собой следующие задачи с точки зрения применения здоровьесберегающих технологий:

В начальной школе: создать условия для комфортного ощущения ребёнка в школе, для его полноценного развития, для сохранения его здоровья,

В средней школе: создать условия для познания своих психических и физиологических, психологических, нравственных, умственных способностей, понимания сущности здоровья и здорового образа жизни и использования этих знаний для решения проблем своего здоровья и развития.

В старшей школе: помочь выработать способность к самостоятельной организации здорового образа жизни и научиться управлять своим развитием, состоянием своего психического, физического и нравственного здоровья. Показать старшеклассникам возможности правильной организации их досуга, помочь сформировать устойчивый интерес к самостоятельному поиску разносторонних знаний, а не просто бороться с вредными привычками, пагубно влияющими на их здоровье.

 

Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе школы:

А С П Е К Т Ы     О З Д О Р О В Л Е Н И Я   

 

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ, который состоит в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимания ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии, пробуждения и роста желания следовать здоровому образу жизни:

Кл. часы «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ», практикумы, беседы, лектории, конкурсы здоровьесберегающих плакатов и рисунков,

Организация встреч и тематических бесед с медработниками ФАПа и ЦРБ,

буклеты, листовки для родителей и школьников на здоровьесберегающую тему.

Просмотр видеофильмов, мультимедийных презентаций, театральных постановок на темы здоровьесбережения (ДО «Кукольный театр» при МОУ Евстратовская СОШ, эстрадно-сценического ДО при МУК Евстратовский КДЦ),

Создание и ведение валеологического паспорта школы,

Контроль пропусков учебных занятий по уважительным и неуважительным причинам. Поощрение детей и классных коллективов, имеющих меньше всего пропусков уроков по медицинским справкам.

Осознание престижности занятий спортом, возможности достичь успеха в этом направлении как мощной альтернативы пагубному влиянию дурных пристрастий: курению, алкоголю, наркотикам.

 

ОБУЧАЮЩИЙ,  который состоит в обучении детей нормам здорового образа жизни, приёмам и методам его реализации, в определении вредных привычек совместно с рекомендациями по их устранению:

В 1 - 11 классах проведение кл.часов «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ» с дыхательной гимнастикой, точечным самомассажем.

В 5 - 11 классах проведение уроков по основам безопасности жизнедеятельности детей,

Уроки физкультуры с дыхательной гимнастикой и комплексом специальных 

упражнений.

Уроки  ознакомления с окружающим миром в 1 – 4 кл, уроки биологии и экологического краеведения в 5 – 11 кл.

Уроки физического воспитания в 1 – 11 кл (2 раза в неделю)

 

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ,  который состоит в профилактике наиболее широко распространённых заболеваний, в создании образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса, а  так же улучшение через это таких качеств школьников, как психическая уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные  способности:

 

МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Профосмотры школьников медработниками ФАПа (по графику),

Консультации детей и работников школы узкими специалистами- медиками (1 раз в год)

Диспансерное наблюдение за здоровыми детьми и детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья

Вакцинация школьников и работников школы в осеннее-весенний период для профилактики простудных заболеваний.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Наличие собственного оборудованного пищеблока,

Наличие спортивной площадки (футбольное поле, баскетбольная площадка, комплекс «Лабиринт», песочные ямы для прыжков в высоту и длину, комплекс «Дом» и т.д.)

Наличие стадиона ООО «Восток-Агро»

Наличие детского городка

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Ежегодное обучение педработников приёмам оздоровительной работы в пришкольных летних оздоровительных лагерях,

Разработка годичного цикла бесед и практических занятий по здоровьесбережению в 1 – 11 кл «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»,

Создание и ведение МОНИТОРИНГА здоровья основных участников образовательного процесса,

 

ОСНОВНАЯ

ПОДГОТОВИТ

СПЕЦИАЛЬНАЯ

2006-2007

%

%

%

2007-2008

84,3 %

7,8 %

7,8 %

2008-2009

76,6 %

14,5 %

8,8 %

 

 

 

 

 

С-  Создание и ведение мониторинга физической подготовленности учащихся (Президентские тесты/ баллы)

 

2006-2007

2007-2008

2008-2009

5 кл

1770

1821

1937

8 кл

1156

1581

1661

10 кл

1424

1729

1907

Разработана школьная Программа   деятельности   образовательного учреждения по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни, в которой представлены все направления деятельности по здоровьесбережению

 

В  ХОДЕ  УЧЕБНОГО  ПРОЦЕССА:

                        3.4.1. На уроках:

      1. Строгая дозировка учебной нагрузки в соответствии с нормами САН-  Пина

      2. Организация адаптационного периода для первоклассников в течение 1 четверти (3 урока по 35 минут с проведением 2-3 физминуток,

проведение специальных физминуток на уроках письма для рук и

   пальчиков и для глаз, четвёртым уроком можно проводить игровые

    занятия на открытом воздухе, экскурсии) и для пятиклассников.

 3. Комплексы специальной гимнастики,

 4. Подвижные игры.

 5. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех 

     стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса 

     (построение урока с учётом динамичности учащихся, их

     работоспособности, атмосфера доброжелательности, вера в силы

     ребёнка, индивидуальный подход, творческий характер   

     образовательного процесса с использованием активных методов и форм обучения и воспитания, с применением личностно-ориентированных образовательных технологий . Необходимо и обеспечение мотивации образовательного процесса, создание для каждого ситуации успеха, рациональная организация двигательной активности детей, обеспечение адекватного восстановления сил сменой видов деятельности (в норме 4 – 7 видов за урок), регулярным чередованием периодов напряжённой активной работы и расслабления во избежание переутомления детей. 

   6.Использование научно обоснованной системы повторения для прочного запоминания, как необходимого условия здоровьесберегающих технологий.).

                   3.4.2. Вне уроков физкультуры:

                            1. Организация  охранительного педагогического режима:

Составление расписания уроков с учётом  динамики работоспособности  младших школьников.

Малая наполняемость класса (до 15 учащихся).

Продолжительность уроков 35-45 мин

Оборудование современных парт (выставляется высота крышки парты и сиденья стула) стационарными подставками под учебники  и  ручки.

Динамическая  пауза после четвёртого урока с обедом – 40 мин

                             2. Утренняя гимнастика до начала занятий в 8. 20 ч

                             3. Физпауза на 20 минуте уроков:

     1) локальная гимнастика для различных частей тела: пальцы, шея,   лицо (точечный самомассаж) - для  профилактики простудных

         заболеваний,

      2) дыхательная гимнастика,

      3) упражнения для глаз, использование траекторий  по технологии  

          В.Ф. Базарного,

      4) подвижные физпаузы в игровой форме,

      5) пальчиковая  гимнастика,

      6) гимнастика  для бодрости.

4. Подвижные перемены.

5. Обязательное проведение предметных плановых экскурсий и прогулок в  природу.

7. Фиточай  (шиповник)                                                                         

8. «Луковое дыхание»                                                            

9. Элементы точечного самомассажа.                                     

10.Витаминизация  поливитаминным препаратом   РЕВИТ, УНДЕВИТ (ноябрь - апрель)                                 

 

ВО ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ:

      3.5.1. В кружках и секциях:

1) Занятия в спортивных секциях (футбол, волейбол, баскетбол, ОФП).

2) Занятия в вокально-хореографическом ансамбле «Батька Дон»

3) Занятие в кружке «Кукольный театр» при школе

4) Занятие в хореографическом ДО «Улыбка» при МУК Евстратовский КДЦ,

5) Занятие в эстрадно-сценическом кружке при МУК Евстратовский КДЦ,

6) Введение обязательного кл.часа «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»  и подвижных игр на открытом воздухе

    3.5.2. Участие в общешкольных и районных спортивных праздниках и

 состязаниях:

1) 1 раз в четверть проведение Дня здоровья,

2) общешкольная туриада к международному Дню туриста,

3) внутришкольные матчи и соревнования по футболу, баскетболу,   пионерболу,

4) общешкольный турнир по настольному теннису, шашкам,   шахматам, 

5) районный кросс,

6) ежегодная общешкольная военно-спортивная игра «Зарница» на

    территории села для 1 – 7 классов,

7) общешкольный экологический десант в сосновый лес х.Малая Меженка 30 мая.

       3.5.3. Участие школьников в решении проблем местного социума:

1) Уборка закреплённой территории школы.

2) Участие в очистке от сорной растительности  с.Евстратовка.

3) Организация дежурства в классе.

4) Организация ухода за цветами своего класса и живым уголком (если

    имеется).

 5) Организация участия родителей в формировании здорового образа жизни в школе:

  • оборудование парт в начальной школе подставками под ручки и учебники,

  • монтирование террариума для среднеазиатских черепах,

  • монтирование подставок для цветов,

  • монтирование дидактического комплекса «Дидактика» в кабинете начальной школы,

  • участие родителей в спортивно-оздоровительных мероприятиях школы вместе с детьми,

  • организация для родителей лекториев, встреч и тематических бесед с медработниками ФАПа и ЦРБ,

 

7) ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВИЛЬНОГО СБАЛАНСИРОВАННОГО ПИТАНИЯ В ШКОЛЬНОЙ     СТОЛОВОЙ от  ООО «Общепит» г.Россошь:

 Фиточай (шиповник): после 1 –го урока (09.15ч)

 Обед: после 3-го урока (11.05ч),

 Приём молока (младшие классы) по губернаторской программе «ШКОЛЬНОЕ МОЛОКО» (понедельник, среда, пятница – после 1 –го урока в 09.15)

 

8) Витаминотерапия (витаминизация пищевого рациона, потребление йодированного хлеба, соли, салата из морской капусты, овощных салатов)

 

9) ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА УЧАЩИХСЯ В ПРИШКОЛЬНЫХ   ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ  И  ПРОФИЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ:

 1-2 детских пришкольных оздоровительных лагеря дневного пребывания на 30 мест на 21 день за счёт средств социального страхования областного бюджета;

6 профильных  лагерей за счёт средств социального страхования  местного бюджета: эстетических, трудовых, спортивных, туристических лагеря на 15 мест на 5 дней;

3 районных: турслёт – на  10 мест на 5 дней, археологический – на  10 мест на 10 дней, футбольный – на  10 мест на 5 дней),

Для 14 – 17 летних школьников – трудовая бригада на 15 мест на  20 дней от районного центра трудовой адаптации подростков,

Отдых школьников из социально неблагополучных семей в районном центре реабилитации,

Районный детский оздоровительный лагерь «БЕРЁЗКА» с.Архиповка (4 смены),

ДОЛ «ЧАЙКА» г.Павловск для детей работников нашего хозяйства ООО «Восток-Агро»,

Профилакторий-санаторий «ДУБРАВА» для детей работников ООО «Минудобрения»,

Ежегодный организованный отдых участников танцевально-хореографического ансамбля «БАТЬКА-ДОН» на 21 место на 5 дней на побережье Чёрного моря,

Оздоровление школьников за счёт средств социального страхования в санаториях Воронежской области и г.Анапа на 21 день.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ,  для профилактики и коррекции психоневрологических нарушений у детей:

Физминутки и упражнения  на релаксацию во время уроков,

Колер стен и классной мебели с учётом характера воздействия цвета на человека,

Организация учебного процесса с безотметочным обучением  у  1– воклассников для положительной адаптации к школе,

Организация адаптационного периода для первоклассников в течение 1 четверти (отсутствие домашних заданий, введены дополнительные недельные каникулы в середине 3 четверти).

Организация адаптационного периода для пятиклассников,

Индивидуальный подход  с учётом психофизических возможностей ребёнка,

Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех  стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса ( построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций - переход от совместных действий к самостоятельным, от действия в материальном плане к речевому и умственному планам выполнения действий т.д., создание для каждого ситуации успеха).

Возрастной подход к организации школьной жизни ребёнка с учётом закономерностей его психического развития. Благодаря этому обеспечивается преемственность в развитии каждого ребёнка на каждом этапе школьного образования.

Контроль в процессе обучения через показатели возрастных и индивидуально-личностных возможностей и интересов ребёнка, показатели социализации детей и показатели здоровья школьников.

 

 

Состояние здоровья школьников ( физического, психологического, социального и нравственного) должно стать приоритетным при оценке эффективности образования.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ по ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ:

 

Формирование социального партнёрства между педагогами и родителями по  здоровье- сбережению посредством лекториев на родительских собраниях, встреч с медработниками Евстратовского ФАПа и Россошанской ЦРБ,

Формирование социального партнёрства между ОУ, занимающимся по этой же проблеме

 

Поставленная цель реализуется посредством решения следующих задач:

создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения, отвечающее нормам САНПиНов,

создание и обновление оздоровительной инфраструктуры (медицинский кабинет и оборудование, школьная столовая и её оснащение, организация качественного питания для всех учащихся, 100%-ное обеспечение необходимым квалифицированным персоналом специалистов: учителя физической культуры, педагоги-психологи, педагоги-логопеды, медицинская сестра),

рациональная организация учебного процесса в МОУ,

организация просветительско-воспитательной работы с учащимися, направленной на формирование ценности здоровья и навыков здорового образа жизни (кл. часы «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ», беседы, праздники, рекламные проспекты и буклеты для родителей, ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ   ШКОЛЫ),

проведение методической работы с педагогами, направленной на повышение их уровня знаний об эффективных здоровьесберегающих методах и технологиях  и их освоение (лектории, семинары, круглые столы, тренинги, разработка программ, подготовка и издание листовок, брошюр для педагогов и родителей),

организация физкультурно-оздоровительной работы с учащимися МОУ (совместно с ФАПом с.Евстратовка),

организация необходимой медико-социальной и психолого-педагогической помощи школьникам, проведение консультаций специалистов для учащихся и родителей,

Экспериментальная работа школы по охране и укреплению здоровья по охране и укреплению здоровья школьников, повышению уровня знаний родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья, воспитания здорового образа жизни, предупреждения школьных проблем, помощи детям с особенностями развития и трудностями в обучении.

 Витаминизация питания школьников (горячий завтрак в столовой, фиточай из шиповника),

Использование таких приёмов профилактики гриппа и ОРВИ: «ЛУКОВОЕ ДЫХАНИЕ», фиточай из шиповника, масочный режим,

 Организация летнего оздоровительного отдыха школьников,

 Приобретение лампы УФО для обработки кабинетов и рекреаций школы в период эпидемии гриппа

 

Hosted by uCoz