САМОАНАЛИЗ
деятельности по оздоровительной работы
Муниципального общеобразовательного учреждения
Евстратовская средняя общеобразовательная школа
Россошанского муниципального района Воронежской области
Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы
образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, выбор
образовательных технологий, соответствующих возрасту, устраняющих
перегрузки и сохраняющие здоровье школьников.
По
современным представлениям целостное здоровье человека имеет три
составляющие (физическое здоровье, психоэмоциональное здоровье,
социально-нравственное здоровье)
Для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного
здоровья человека, необходимо внедрение в деятельность образовательных
учреждений здоровьесберегающих технологий, под которыми следует понимать
систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую
важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения её
воздействия на здоровье учащихся.
Школьная среда – мощный фактор, влияющий на здоровье детей и подростков,
поэтому важно эту среду сделать органичной, естественной для ребёнка. В
связи с тем, что большую часть времени ученики проводят в стенах ОУ,
возникает необходимость превращения образовательной среды в
реабилитационно - оздоровительную и просветительскую среду, с целью
создания единого адаптационного пространства, неразрывно соединяющего
педагогику, психологию, медицину, школу и семью.
Цель здоровьесберегающейдеятельности в школе:
Обеспечить
школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе.
Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства,
отвечающего медицинскому и педагогическому принципу «Не навреди!», путём
создания необходимого инновационного потенциала, организационных,
методологических, методических предпосылок для комплексного решения
проблемы укрепления и сохранения здоровья детей.
Обеспечение
психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.
Сформировать у школьников необходимые знания, умения и навыки по
здоровому образу жизни,
Научить
использовать полученные знания в повседневной жизни.
С учётом
сложившейся в школе практики решения этих вопросов, анализа состояния
здоровья учащихся работа по оздоровлению проводится по следующим
приоритетным направлениям:
Укрепление
материальной базы для проведения мониторинга состояния здоровья,
создания условий, обеспечивающих оптимизацию учебного процесса и
повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы.
Мониторинг
состояния здоровья.
Повышение
квалификации педагогов и родителей в вопросе охраны здоровья,
оптимизации учебного процесса, проблем диагностики и преодоления
школьных трудностей.
создание
адаптивной среды и обеспечение условий для получения полноценного
образования для детей, имеющих особенности развития.
Экспериментальная работа школы по охране и укреплению здоровья.
повышение
уровня знаний родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья,
воспитания здорового образа жизни, предупреждения школьных проблем,
помощи детям с особенностями развития и трудностями в обучении.
Воспитательная деятельность в МОУ опирается на Конституцию РФ, законы в
области образования, нормативные документы, Устав школы.
Методическое объединение классных руководителей и воспитателей ГПД,
педагогов дополнительного образования ставят перед собой следующие
задачи с точки зрения применения здоровьесберегающих технологий:
В начальной
школе: создать условия для комфортного ощущения ребёнка в школе, для его
полноценного развития, для сохранения его здоровья,
В средней
школе: создать условия для познания своих психических и физиологических,
психологических, нравственных, умственных способностей, понимания
сущности здоровья и здорового образа жизни и использования этих знаний
для решения проблем своего здоровья и развития.
В старшей
школе: помочь выработать способность к самостоятельной организации
здорового образа жизни и научиться управлять своим развитием, состоянием
своего психического, физического и нравственного здоровья. Показать
старшеклассникам возможности правильной организации их досуга, помочь
сформировать устойчивый интерес к самостоятельному поиску разносторонних
знаний, а не просто бороться с вредными привычками, пагубно влияющими на
их здоровье.
Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе школы:
А С П Е К Т
Ы О З Д О Р О В Л Е Н И Я
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ, который состоит в воспитании у детей бережного отношения
к своему здоровью, понимания ценности и важности поддержания организма в
здоровом состоянии, пробуждения и роста желания следовать здоровому
образу жизни:
Кл. часы
«ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ», практикумы, беседы, лектории, конкурсы
здоровьесберегающих плакатов и рисунков,
Организация
встреч и тематических бесед с медработниками ФАПа и ЦРБ,
буклеты,
листовки для родителей и школьников на здоровьесберегающую тему.
Просмотр
видеофильмов, мультимедийных презентаций, театральных постановок на темы
здоровьесбережения (ДО «Кукольный театр» при МОУ Евстратовская СОШ,
эстрадно-сценического ДО при МУК Евстратовский КДЦ),
Создание и
ведение валеологического паспорта школы,
Контроль
пропусков учебных занятий по уважительным и неуважительным причинам.
Поощрение детей и классных коллективов, имеющих меньше всего пропусков
уроков по медицинским справкам.
Осознание
престижности занятий спортом, возможности достичь успеха в этом
направлении как мощной альтернативы пагубному влиянию дурных
пристрастий: курению, алкоголю, наркотикам.
ОБУЧАЮЩИЙ,
который состоит в обучении детей нормам здорового образа жизни, приёмам
и методам его реализации, в определении вредных привычек совместно с
рекомендациями по их устранению:
В 1 - 11
классах проведение кл.часов «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ» с дыхательной гимнастикой,
точечным самомассажем.
В 5 - 11
классах проведение уроков по основам безопасности жизнедеятельности
детей,
Уроки
физкультуры с дыхательной гимнастикой и комплексом специальных
упражнений.
Уроки
ознакомления с окружающим миром в 1 – 4 кл, уроки биологии и
экологического краеведения в 5 – 11 кл.
Уроки
физического воспитания в 1 – 11 кл (2 раза в неделю)
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ, который состоит в профилактике наиболее широко
распространённых заболеваний, в создании образовательной среды,
обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов
учебно-воспитательного процесса, а так же улучшение через это таких
качеств школьников, как психическая уравновешенность, спокойствие,
сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные
способности:
МЕДИЦИНСКОЕ
ОБСЛУЖИВАНИЕ
Профосмотры
школьников медработниками ФАПа (по графику),
Консультации детей и работников школы узкими специалистами- медиками (1
раз в год)
Диспансерное наблюдение за здоровыми детьми и детьми, имеющими
отклонения в состоянии здоровья
Вакцинация
школьников и работников школы в осеннее-весенний период для профилактики
простудных заболеваний.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Наличие
собственного оборудованного пищеблока,
Наличие
спортивной площадки (футбольное поле, баскетбольная площадка, комплекс
«Лабиринт», песочные ямы для прыжков в высоту и длину, комплекс «Дом» и
т.д.)
Наличие
стадиона ООО «Восток-Агро»
Наличие
детского городка
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Ежегодное
обучение педработников приёмам оздоровительной работы в пришкольных
летних оздоровительных лагерях,
Разработка
годичного цикла бесед и практических занятий по здоровьесбережению в 1 –
11 кл «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»,
Создание и
ведение МОНИТОРИНГА здоровья основных участников образовательного
процесса,
|
ОСНОВНАЯ |
ПОДГОТОВИТ |
СПЕЦИАЛЬНАЯ |
2006-2007 |
% |
% |
% |
2007-2008 |
84,3 % |
7,8
% |
7,8
% |
2008-2009 |
76,6 % |
14,5 % |
8,8
% |
С-
Создание и ведение мониторинга физической подготовленности учащихся
(Президентские тесты/ баллы)
|
2006-2007 |
2007-2008 |
2008-2009 |
5
кл |
1770 |
1821 |
1937 |
8
кл |
1156 |
1581 |
1661 |
10
кл |
1424 |
1729 |
1907 |
Разработана
школьная Программа деятельности образовательного учреждения по
оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни, в которой представлены
все направления деятельности по здоровьесбережению
В ХОДЕ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА:
3.4.1. На уроках:
1.
Строгая дозировка учебной нагрузки в соответствии с нормами САН- Пина
2.
Организация адаптационного периода для первоклассников в течение 1
четверти (3 урока по 35 минут с проведением 2-3 физминуток,
проведение
специальных физминуток на уроках письма для рук и
пальчиков и для глаз, четвёртым уроком можно проводить игровые
занятия
на открытом воздухе, экскурсии) и для пятиклассников.
3.
Комплексы специальной гимнастики,
4.
Подвижные игры.
5.
Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех
стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса
(построение урока с учётом динамичности учащихся, их
работоспособности, атмосфера доброжелательности, вера в силы
ребёнка, индивидуальный подход, творческий характер
образовательного процесса с использованием активных методов и форм
обучения и воспитания, с применением личностно-ориентированных
образовательных технологий . Необходимо и обеспечение мотивации
образовательного процесса, создание для каждого ситуации успеха,
рациональная организация двигательной активности детей, обеспечение
адекватного восстановления сил сменой видов деятельности (в норме 4 – 7
видов за урок), регулярным чередованием периодов напряжённой активной
работы и расслабления во избежание переутомления детей.
6.Использование научно обоснованной системы повторения для прочного
запоминания, как необходимого условия здоровьесберегающих технологий.).
3.4.2. Вне уроков физкультуры:
1. Организация охранительного
педагогического режима:
Составление
расписания уроков с учётом динамики работоспособности младших
школьников.
Малая
наполняемость класса (до 15 учащихся).
Продолжительность уроков 35-45 мин
Оборудование современных парт (выставляется высота крышки парты и
сиденья стула) стационарными подставками под учебники и ручки.
Динамическая пауза после четвёртого урока с обедом – 40 мин
2. Утренняя гимнастика до начала занятий в
8. 20 ч
3. Физпауза на 20 минуте уроков:
1)
локальная гимнастика для различных частей тела: пальцы, шея, лицо
(точечный самомассаж) - для профилактики простудных
заболеваний,
2)
дыхательная гимнастика,
3)
упражнения для глаз, использование траекторий по технологии
В.Ф. Базарного,
4)
подвижные физпаузы в игровой форме,
5)
пальчиковая гимнастика,
6)
гимнастика для бодрости.
4.
Подвижные перемены.
5.
Обязательное проведение предметных плановых экскурсий и прогулок в
природу.
7. Фиточай
(шиповник)
8. «Луковое
дыхание»
9. Элементы
точечного самомассажа.
10.Витаминизация поливитаминным препаратом РЕВИТ, УНДЕВИТ (ноябрь -
апрель)
ВО
ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ:
3.5.1. В кружках и секциях:
1) Занятия
в спортивных секциях (футбол, волейбол, баскетбол, ОФП).
2) Занятия
в вокально-хореографическом ансамбле «Батька Дон»
3) Занятие
в кружке «Кукольный театр» при школе
4) Занятие
в хореографическом ДО «Улыбка» при МУК Евстратовский КДЦ,
5) Занятие
в эстрадно-сценическом кружке при МУК Евстратовский КДЦ,
6) Введение
обязательного кл.часа «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ» и подвижных игр на открытом
воздухе
3.5.2.
Участие в общешкольных и районных спортивных праздниках и
состязаниях:
1) 1 раз в
четверть проведение Дня здоровья,
2)
общешкольная туриада к международному Дню туриста,
3)
внутришкольные матчи и соревнования по футболу, баскетболу,
пионерболу,
4)
общешкольный турнир по настольному теннису, шашкам, шахматам,
5) районный
кросс,
6)
ежегодная общешкольная военно-спортивная игра «Зарница» на
территории села для 1 – 7 классов,
7)
общешкольный экологический десант в сосновый лес х.Малая Меженка 30 мая.
3.5.3. Участие школьников в решении проблем местного социума:
1) Уборка
закреплённой территории школы.
2) Участие
в очистке от сорной растительности с.Евстратовка.
3)
Организация дежурства в классе.
4)
Организация ухода за цветами своего класса и живым уголком (если
имеется).
5)
Организация участия родителей в формировании здорового образа жизни в
школе:
-
оборудование парт в начальной школе подставками под ручки и
учебники,
-
монтирование террариума для среднеазиатских черепах,
-
монтирование подставок для цветов,
-
монтирование дидактического комплекса «Дидактика» в кабинете
начальной школы,
-
участие родителей в спортивно-оздоровительных мероприятиях школы
вместе с детьми,
-
организация для родителей лекториев, встреч и тематических бесед
с медработниками ФАПа и ЦРБ,
7)
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВИЛЬНОГО СБАЛАНСИРОВАННОГО ПИТАНИЯ В ШКОЛЬНОЙ
СТОЛОВОЙ от ООО «Общепит» г.Россошь:
Фиточай
(шиповник): после 1 –го урока (09.15ч)
Обед:
после 3-го урока (11.05ч),
Приём
молока (младшие классы) по губернаторской программе «ШКОЛЬНОЕ МОЛОКО»
(понедельник, среда, пятница – после 1 –го урока в 09.15)
8)
Витаминотерапия
(витаминизация пищевого рациона, потребление йодированного хлеба, соли,
салата из морской капусты, овощных салатов)
9)
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА УЧАЩИХСЯ В ПРИШКОЛЬНЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ И
ПРОФИЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ:
1-2
детских пришкольных оздоровительных лагеря дневного пребывания на 30
мест на 21 день за счёт средств социального страхования областного
бюджета;
6
профильных лагерей за счёт средств социального страхования местного
бюджета: эстетических, трудовых, спортивных, туристических лагеря на 15
мест на 5 дней;
3 районных:
турслёт – на 10 мест на 5 дней, археологический – на 10 мест на 10
дней, футбольный – на 10 мест на 5 дней),
Для 14 – 17
летних школьников – трудовая бригада на 15 мест на 20 дней от районного
центра трудовой адаптации подростков,
Отдых
школьников из социально неблагополучных семей в районном центре
реабилитации,
Районный
детский оздоровительный лагерь «БЕРЁЗКА» с.Архиповка (4 смены),
ДОЛ «ЧАЙКА»
г.Павловск для детей работников нашего хозяйства ООО «Восток-Агро»,
Профилакторий-санаторий «ДУБРАВА» для детей работников ООО «Минудобрения»,
Ежегодный
организованный отдых участников танцевально-хореографического ансамбля
«БАТЬКА-ДОН» на 21 место на 5 дней на побережье Чёрного моря,
Оздоровление школьников за счёт средств социального страхования в
санаториях Воронежской области и г.Анапа на 21 день.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ, для профилактики и коррекции психоневрологических
нарушений у детей:
Физминутки
и упражнения на релаксацию во время уроков,
Колер стен
и классной мебели с учётом характера воздействия цвета на человека,
Организация
учебного процесса с безотметочным обучением у 1– воклассников для
положительной адаптации к школе,
Организация
адаптационного периода для первоклассников в течение 1 четверти
(отсутствие домашних заданий, введены дополнительные недельные каникулы
в середине 3 четверти).
Организация
адаптационного периода для пятиклассников,
Индивидуальный подход с учётом психофизических возможностей ребёнка,
Создание
образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих
факторов учебно-воспитательного процесса ( построение
учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями
становления психических функций - переход от совместных действий к
самостоятельным, от действия в материальном плане к речевому и
умственному планам выполнения действий т.д., создание для каждого
ситуации успеха).
Возрастной
подход к организации школьной жизни ребёнка с учётом закономерностей его
психического развития. Благодаря этому обеспечивается преемственность в
развитии каждого ребёнка на каждом этапе школьного образования.
Контроль в
процессе обучения через показатели возрастных и индивидуально-личностных
возможностей и интересов ребёнка, показатели социализации детей и
показатели здоровья школьников.
Состояние
здоровья школьников ( физического, психологического, социального и
нравственного) должно стать приоритетным при оценке эффективности
образования.
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ по ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ:
Формирование социального партнёрства между педагогами и родителями по
здоровье- сбережению посредством лекториев на родительских собраниях,
встреч с медработниками Евстратовского ФАПа и Россошанской ЦРБ,
Формирование социального партнёрства между ОУ, занимающимся по этой же
проблеме
Поставленная цель реализуется посредством решения следующих задач:
создание
здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения,
отвечающее нормам САНПиНов,
создание и
обновление оздоровительной инфраструктуры (медицинский кабинет и
оборудование, школьная столовая и её оснащение, организация
качественного питания для всех учащихся, 100%-ное обеспечение
необходимым квалифицированным персоналом специалистов: учителя
физической культуры, педагоги-психологи, педагоги-логопеды, медицинская
сестра),
рациональная организация учебного процесса в МОУ,
организация
просветительско-воспитательной работы с учащимися, направленной на
формирование ценности здоровья и навыков здорового образа жизни (кл.
часы «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ», беседы, праздники, рекламные проспекты и буклеты
для родителей, ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ШКОЛЫ),
проведение
методической работы с педагогами, направленной на повышение их уровня
знаний об эффективных здоровьесберегающих методах и технологиях и их
освоение (лектории, семинары, круглые столы, тренинги, разработка
программ, подготовка и издание листовок, брошюр для педагогов и
родителей),
организация
физкультурно-оздоровительной работы с учащимися МОУ (совместно с ФАПом
с.Евстратовка),
организация
необходимой медико-социальной и психолого-педагогической помощи
школьникам, проведение консультаций специалистов для учащихся и
родителей,
Экспериментальная работа школы по охране и укреплению здоровья по охране
и укреплению здоровья школьников, повышению уровня знаний родителей в
вопросах охраны и укрепления здоровья, воспитания здорового образа
жизни, предупреждения школьных проблем, помощи детям с особенностями
развития и трудностями в обучении.
Витаминизация питания школьников (горячий завтрак в столовой, фиточай
из шиповника),
Использование таких приёмов профилактики гриппа и ОРВИ: «ЛУКОВОЕ
ДЫХАНИЕ», фиточай из шиповника, масочный режим,
Организация летнего оздоровительного отдыха школьников,
Приобретение лампы УФО для обработки кабинетов и рекреаций школы в
период эпидемии гриппа
|